перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: Фестиваль «Бум комиксов»

Архив

Открытие фестиваля

Лучшие конкурсные работы, а еще комиксы малым тиражом

Первый «Бум комиксов» в прошлом году открывался дайджестом московского фестиваля «КомМиссия», ни в коем случае не претендуя на какую-либо конкуренцию… Что ж, за год «Бум» определенно вырос. Программа увеличилась почти вдвое, выставочная площадь тоже; нарисовалась парочка хедлайнеров вроде Гари Бейзмена и Давида Б. — но более всего о возмужании петербургского фестиваля говорит, наверное, то, что конкурс, который в прошлом году проводился постфактум («что дали, то дали»), теперь объявлен заранее. Тема «Дом», решено, пусть трактуется как угодно, от комнаты в коммунальной квартире до целого мира, — раздолье. Лучшие из присланных работ покажут в Музее городской скульптуры, а вместе с ними — еще две выставки. Во-первых, «Comics Small Press», собрание малотиражных комиксов со всего мира — изготовленных чуть не в единственном экземпляре, а иногда и правда в единственном, вот как это получается, например, у итальянского журнала Canicola, на заказ делающего ксерокопии отдельных работ своих авторов, собирающего их в тонкие книжицы и рассылающего заказчикам. Во-вторых, это коллекция одного из первых российских коммерческих сборников комиксов «Муха», с 1991 года издаваемого одноименной студией в Уфе. За 17 лет студия успела сменить направление деятельности на более доходное — заняться производством музыкального видео, трехмерной анимации и спецэффектов для кино. Но коллекцию комиксов, с чего все начиналось, бережно хранит, а теперь и покажет.

Международный фестиваль комиксов Fumetto (Швейцария), победители 2008 года

Для сравнения: важный европейский конкурс

Fumetto существует в Люцерне уже 16 лет. Официально открывается каждую весну всего на девять дней, но между делом за год успевает организовать до 70 прочих выставок — то есть работает постоянно, а потому провозглашает себя главным фестивалем комиксов в Европе. Организаторы Fumetto первыми придумали устроить специализированную выставку комиксов для детей (что в среде высоколобого комиксмейкерства долго считалось занятием вторичным: вот еще, детей развлекать), и первыми же — проводить фестивальный конкурс для трех возрастных групп (дети, подростки, взрослые). В Петербург привезут кое-что из последнего: 9 лучших работ, по три от каждой возрастной группы. Темой этого года был «Климат» — так что ничего особенно веселого ждать, наверное, не стоит.

Давид Б. (Франция)

Эпилептические припадки в картинках

Первый фестиваль бомбил географию комикса площадно: была выставка, посвященная французскому комиксу, была — швейцарскому. Казалось бы, важных мест на карте предостаточно. Но теперь стратегия поменялась, и авторов, чтобы отдувались за регионы или жанры, впредь будут выбирать поименно. В отношении Давида Б. это в высшей мере справедливо, ибо вряд ли нашлось бы в сборных представительских выставках место для его работ — на общем фоне они выглядели бы, конечно, чересчур личными. Комиксами Давид Б. занимается с середины 80-х, начинал с сотрудничества с профильными французскими журналами, для которых рисовал грустные черно-белые истории; в 90-е организовал собственное издательство L’Association, где выпустил два сборника — «Бледная лошадь» и «Ночные происшествия». Но популярность ему принес законченный пять лет назад проект «Вознесение зла», набор воспоминаний об эпилептических припадках старшего брата: свои впечатления Давид Б. описал в шести томах рисованных историй, потратив на это семь лет. Мрачный сюжет подчеркнут мрачной же техникой — весь комикс выполнен в ч/б, с редкими вкраплениями цвета, которые эту тоску беспросветную только подчеркивают.

Маркус «Мавиль» Витцель (Германия)

Дружба пионеров с кроликами и инопланетянами

Маркус Витцель под псевдонимом Mawil рисует бесчисленных белых кроликов и барбинозных девушек, а еще истории про немецких пионеров в декорациях образцовых социалистических мясокомбинатов с участием зомби, пришельцев и иностранных шпионов. Появление последних объясняется тем, что родился и вырос Мавиль в ГДР, и воспоминания о социалистическом рае, без сомнения, его творчество питают. Но рисовать комиксы он начал уже после падения Берлинской стены — отсюда, видимо, и девушки с кроликами. Впрочем, в альбоме «Мы все равно можем остаться друзьями», сделанном в 2003 году в качестве выпускной работы в берлинской Академии художеств, место нашлось всем.

«Так не бывает?! Истории, рассказанные в картинках» (Россия)

Восемь авторов, выбравших комиксы своим хобби

В России комиксы остаются не слишком популярными. Знаменитостей в этом жанре нет — так, широкая известность в узких кругах. Для выставки российских комиксмейкеров едва ли не проще оказалось найти участников где-нибудь в смежных профессиях — среди режиссеров анимационных лент, дизайнеров и просто художников. Вот Роман Соколов — режиссер анимации, в свободное время рисует комиксы; два года назад даже выпустил сборник про счастье. Или Мария Заборовская — которая вообще-то дизайнер, участник группы Pprofessors, известной своей лаконичной графикой и разными человеко- и звероподобными объектами: поставь их так и сяк, добавь к ним текст — и готов комикс. Алексей Никитин — вообще-то, декоратор, но увлечен литературой; сюжеты черпает из рассказов Зощенко и анекдотов Хармса. Эдик Катыхин — аниматор и иллюстратор; в Студии Артемия Лебедева с участием его позитивных персонажей вышел не один альбом. Все — потенциально отличные комиксмейкеры, но жанр не приживается, и они ищут себе другое применение. «Так не бывает?!» — восклицает заголовок, хотя на деле — ничего сверхъестественного.

Лена Ужинова (Россия)

Каталог женских глупостей

Гран-при первого «Бума» в прошлом году достался московскому иллюстратору и анимационному режиссеру Лене Ужиновой — в связи с чем теперь персональная выставка. Тому, кто видел ее мультфильм «Жихарка» про деревенскую девочку, задающую много вопросов, попадающую в неприятные ситуации и по душевной простоте легко из них выходящую, порой ничего и не заметив, — едва ли потребуются пояснения. Герои ужиновских комиксов думают и ведут себя как эта Жихарка — непоследовательно и наивно. Вот например: девушка, глядя с набережной на море, мечтает о страстном любовном романе, пытается силой мысли материализовать принца, да так увлеченно, что на предложение вместе пообедать отвечает, не повернув головы: «Была уже в столовой».

Рисованная поэма Дино Буццати

Орфей в Милане

История Орфея и Эвридики, пересказанная в декорациях Милана 60-х. Где по сюжету из дома на улице Сатерна запросто можно попасть прямо в Аид. Поэма в картинках была закончена писателем, иллюстратором и журналистом Corriere della Sera Дино Буццати в 1969-м, за три года до смерти, и на родине стала страшно популярной. Отведенные на все про все 24 часа в Аиде Орфей воспевает недоступные мертвецам чувства — страх смерти, страсть и любовь. И пронимает всех, даже пустой пиджак, но не Эвридику, которая так и останется мертвой.

Олег Тищенков (Россия)

Юность чеширского кота

Художник Олег Тищенков несколько лет проработал иллюстратором у Артемия Лебедева, и студия выпустила его книгу «Кот» — внушительный набор квазифилософских притч, где главным фигурантом является интровертированный кот, задающий хозяину вопросы об устройстве мира, снах, судьбе и пр. «Вот эта фигня, которая снится, она должна когда-нибудь сбыться?» — вопрошает кот. «Да нет, не обязательно», — как ни в чем не бывало отвечает хозяин. Короткие бессвязные реплики превращаются в сюжет, сюжеты складываются в подобие жизни, а терпение, с которым хозяин отвечает коту, пусть послужит образцом для молодых родителей.

Гари Бейзмен (США)

Комиксный драйв при отсутствии текста

Все-таки к комиксам то, чем занимается Гари Бейзмен, имеет косвенное отношение. Рисуя своих безбашенных героев, Бейзмен не особенно заботится о том, чтобы каждый из них кроме монструозной внешности имел еще и какую-то личную, что называется, историю, характерный бэкграунд. Нет, комикс как нанизывание событий — это не для него. Тем не менее фантазия у американца такая завидная, что мимо его пучеглазых снеговиков, рогатого мороженого, ожившего печенья и т.д. не смогли пройти лучшие американские журналы, производители компьютерных игр, рекламный отдел Nike и даже Национальная портретная галерея в Вашингтоне. В Петербург кроме рисунков привезут еще и дизайнерские игрушки Бейзмена — в частности, рогатого монстра с глазом на животе и одноногого кролика.

Ошибка в тексте
Отправить