перейти на мобильную версию сайта
да
нет

ХXIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

4 октября открывается традиционный петербургский осенний фестиваль «Балтийский дом». Спектакли нынешней программы собраны под грифом «Русские!» — в афише представлены лучшие постановки европейских и российских режиссеров по текстам программной русской классики: от «Онегина» до «Карамазовых», от Чехова до Горького.

Архив

«Русские», Toneelgroep (Амстердам, Нидерланды)

Чеховские страдальцы в сегодняшних каменных джунглях
На спектакль голландского режиссера Иво ван Хове, известного своими радикальными высказываниями, билеты раскупаются на два месяца вперед, хотя действие продолжается пять часов и публику со сцены вовсе не ублажают. Герои двух чеховских пьес о мучениках и грешниках одновременно — неоконченного «Платонова» и программного «Иванова» — обитают на окраинах большого города, среди грязных стен с убогими граффити. Они агрессивны и жестоки и в своем отчаянии безбожно истязают друг друга: мужчины пьют, курят марихуану, прилюдно справляют нужду, а женщины, хоть и носят высокие каблуки, вовсе не похожи на светских дам — ведут себя как и положено обитателям каменных джунглей: борются за мужчин и за выживание; и то, и другое безуспешно.

«Балтийский дом», пт 4 октября, сб 5 октября, 17.00

 

«Бесчестье», театр «Протон» (Будапешт, Венгрия)

 

Дикая Африка на постсоветском пространстве
Спектакль венгерского режиссера Корнеля Мундруцо по роману нобелевского лауреата Джона Кутзее начинается с натуралистической сцены группового изнасилования, которая, между тем, смотрится как реалити-шоу, поскольку артисты, не занятые в сцене, находятся тут же и наблюдают за происходящим. В прошлом году спектакль был показан на Авиньонском фестивале, самом авторитетном европейском форуме театров новых форм. Речь в нем идет о профессоре, который за сексуальные домогательства в отношении студентки был изгнан в глухую деревню, где насилие — норма и где профессорская дочь может спастись от постоянных надругательств, лишь став наложницей собственного работника. Действие романа происходит в ЮАР во времена постапартеида (артисты в нужный момент натягивают на головы черные кудрявые парики), но режиссер, определенно, имел в виду постсоветскую Венгрию и не только: приведя домой студентку, профессор включает телевизор, откуда звучит «Миллион алых роз».

«Мюзик-холл», сб 5 октября, 19.00

 

«Обломов», Новый рижский театр (Латвия)

Роман Гончарова с подробными интерьерами и ностальгией по неторопливости
Уникальный латвийский художник и режиссер Алвис Херманис воссоздал до мелочей обстановку XIX века — от дверных ручек до лампадки перед иконой Николая Чудотворца. Человеческие отношения выстроены столь же подробно. Слуга Обломова Захар будит хозяина, как детсадовца, с шутками и прибаутками и, лишь потратив битых полчаса на этот ритуал, начинает не на шутку сердиться. Штольц с боем вытаскивает из чемодана Обломова, собирающегося в Париж, подушку. Чаровница Ольга, в первоисточнике обладающая прелестным вокалом, у Херманиса вовсе не умеет петь и изящества в ней ни на сантиметр: полногруда, не в меру весела, глуповата. А никакой Агафьи Пшенициной в спектакле нет вовсе. Умирает Обломов, как остроумно подмечает Штольц, от обломовщины.

Молодежный театр на Фонтанке, вс 6 октября, пн 7 октября, 19.00

 

«Божественная комедия», театр Meno Fortas (Вильнюс, Литва)

Первые две части великой поэмы Данте глазами детей
Спектакль прежде беспросветно мрачного, а в последнее десятилетие ощутимо просветлевшего литовского гения Эймунтаса Някрошюса по грандиозной поэме Данте привозили на прошлогодний «Балтийский дом». Как и в прежних спектаклях с участием студентов, в «Божественной комедии» присутствует детская тема. Беатриче здесь не бесплотное видение, а девочка из соседнего окошка, которая, пробежав по улицам Флоренции (обозначенной белоснежными модельками узнаваемых архитектурных доминант) в коротеньком красном платьице, оставила память о себе лишь в виде картонных силуэтов — к ним герой льнет, но не находит тепла. Однако стоит ему спуститься в ад, как Беатриче снова появляется и сопровождает героя везде. Как обычно, метафоры Някрошюса так ярки, что намертво врезаются в память: лес самоубийц, сквозь который продирается Данте, папская тиара, неожиданно превращающаяся в шутовской колпак, и так далее, и тому подобное.

«Балтийский дом», пн 7 октября, 18.00

 

«Рай», театр Meno Fortas (Вильнюс, Литва)

Финальная часть дантовой поэмы в исполнении юных учеников большого театрального мастера
Собственно, еще в прошлогодней «Божественной комедии» Някрошюс довел героя до рая, где родился один из самых мощных лирических образов современного театра: персонажи, находясь на расстоянии шага один от другого, тянутся и не могут дотянуться друг до друга, потом Данте все же берет ладонь Беатриче и дует в нее снова и снова, точно пытаясь вдохнуть жизнь, но тщетно, а Беатриче вдруг изумленно протягивает руку к лицу возлюбленного: борода-а-а! На сей раз публике покажут полный вариант путешествия по раю. И невозможно даже предположить, какие образы измыслила умопомрачительная фантазия Эймунтаса Някрошюса.

«Балтийский дом», вт 8 октября, 19.00

 

«Национальный план развития», театр Dirty Deal (Рига, Латвия)

Интерактивный театр скетчей на политические темы
Рижский театр Dirty Deal на прошлом «Балтийском доме» представлял спектакль-обсуждение исторического факта: в мае 1945 года в Швецию бежало полторы сотни легионеров немецкой армии — литовцев и латышей, однако вскоре они были выданы советскому правительству, вопреки возмущению граждан Западной Европы. Двое молодых людей разыграли десятки ситуаций в разных кабинетах власти, предшествующих выдаче, постоянно привлекая зал к принятию исторических решений. Нынче тот же играющий режиссер — Вальтерc Силис — и его новый партнер Янис Балодис выбрали совсем уж удивительную драматургическую основу для своей политической провокации: правительственный план развития Латвийской Республики до 2020 года. Зрителям стоит быть готовыми включаться в игру и делать решающий выбор.

«Балтийский дом», ср 9 октября, 19.00 и 21.00

 

«Мать. Васса Железнова», Государственный вильнюсский малый театр (Литва)

Семейный портрет
Фамилия режиссера Кирилла Глушаева для Петербурга новая, но есть несколько имен, которые выступают гарантами успеха. Прежде всего имя учителя молодого режиссера — Римаса Туминаса, одной из самых значительных фигур литовского и российского театра (Туминас ныне руководит еще и Вахтанговским театром). Затем имя художника Адомаса Яцовскиса и композитора Фаустаса Латенаса, постоянных соавторов Туминаса, умеющих создавать нужную атмосферу. Наконец, это имя выдающейся литовской актрисы Эгле Габренайте, которая сыграет горьковскую Вассу. В первой редакции, которую выбрал Гришаев, она прежде всего мать, а потом уже несгибаемая хозяйка пароходной компании. Глушаев ставит семейную историю, но литовская пресса отмечает, что на сцене царит атмосфера раскаленного паровозного котла, где герои пребывают лишь в двух состояниях — самооборона или агрессия, и действие движется от одной предельно напряженной сцены к другой.

«Балтийский дом», чт 10 октября, 19.00

 

«Смотреть на Жюли», «Компания Брама Янсена» (Амстердам, Нидерланды)

Страсти за стеклом
Гуру русского психологического театра Константин Сергеевич Станиславский уверял, что хорош тот спектакль, который зритель поймет, даже смотря его сквозь стекло, не слыша слов. Именно такой опыт предпринял молодой и пока неизвестный режиссер из Голландии Брам Янсен. Героев своего спектакля «Смотреть на Жюли» по одной из самых популярных пьес Стриндберга «Фрекен Жюли», где действует любовный треугольник в составе лакея, служанки и полубезумной хозяйки-дворянки, режиссер поместил в стеклянный куб. Да еще и ввел такой занятный элемент, как голос комментатора.

«Балтийский дом», пт 11 октября, 17.00 и 20.00

 

«Братья Карамазовы», Thalia Theater (Гамбург, Германия)

Эксперименты с Достоевском в одном из лучших театров Европы
Художник спектакля Аннет Курц утверждает, что на создание декораций к «Карамазовым» одного из самых значительных в сегодняшней Европе режиссеров Люка Персеваля ее вдохновил «Андрей Рублев» Тарковского. Над сценой зависли металлические трубки, напоминающие деревья, — сталкиваясь друг с другом, они издают почти колокольный звон. Натуральный колокол на сцене тоже присутствует и звонит. Персеваль строит действие как череду монологов главных действующих лиц под этот непрерывный гулкий аккомпанемент. Отличные артисты труппы Thalia Theater играют на грани фола. Во втором акте к звукам металла присоединяется еще и звук человеческого голоса — голоса актера по имени Бенджамин-Лев Клон — он воет, стонет, молит, играя попутно около десяти ролей второго плана. Тем временем остальные артисты выписывают на планшете сцены фразы мелом на языке Достоевского.

«Балтийский дом», сб 12 октября, 19.00

 

«На дне», ОКТ/Городской театр Вильнюса (Литва)

Захватывающее действо, где герои только говорят и пьют
ОКТ расшифровывается как «Оскарас Коршуновас театр». 42-летний режиссер из Вильнюса создал труппу из курса своих учеников более десяти лет назад. Студенты давно превратились в крепких профессионалов, а имя Коршуноваса украшает афиши знаменитых европейских театральных форумов. Интерпретации классики удаются Коршуновасу и компании отлично, и подкупает в них полная свобода от канонов и стереотипов воплощения. Вот «На дне», к примеру, — спектакль, поставленный по одному только четвертому акту хрестоматийной горьковской пьесы, где все персонажи сидят за длинным поминальным столом и пытаются с помощью допинга (единственный реквизит на сцене — батарея бутылок) переосмыслить все фразы Горького, вошедшие в пословицы: «Человек — это великолепно, это звучит гордо», «Кто слаб душой, тем ложь нужна», «Надо уважать человека, не жалеть, не унижать его жалостью — уважать надо», etc. Свежесть и современность звучания этих навязших в зубах текстов подкупает с первых мгновений.

«Балтийский дом», вс 13 октября, 18.00 и 21.00

 

«Сон в летнюю ночь», «Седьмая студия» (Москва, Россия)

Красочные этюды на тему нелюбви
Спектакль, поставленный режиссером Кириллом Серебренниковым с учениками, где путанное повествование шекспировской пьесы о жутковатых чудесах в ночь на Ивана Купалу разъято на четыре истории любви, совершенно отдельные друг от друга и происходящие в разных интерьерах. Впрочем, «любви» — это громко связано, на самом деле речь о натуральных войнах полов. Причем на всех социальных уровнях. Боги ссорятся в оранжерее, школьники — в классе, цари — в кабинете психотерапевта. А если где и присутствуют высокие чувства, так в мифологической пьесе, которую разыгрывают грубые работяги и которая заканчивается смертью влюбленных. Спектакль местами напоминает перформанс, но куража у молодых артистов не отнять.

«Балтийский дом», вт 15 октября, 19.00

 

«Евгений Онегин», Государственный академический театр имени Вахтангова (Москва, Россия)

Чарующая игра по программному пушкинскому роману
Спектакль Римаса Туминаса во вверенном ему Вахтанговском театре — один из хитов прошлого театрального сезона. Это умная и виртуозная в постановочном плане игра по роману Пушкина. Тут всех героев по паре: два Онегиных, два Ленских, две Татьяны и т.д. И поди угадай, что имел в виду режиссер, когда назначал на роль Онегина молодого красавца Виктора Добронравова и опытного, солидного Маковецкого. Впрочем, весьма похоже, что циничный Маковецкий — это воплощение ранней душевной старости заглавного персонажа. И первая фраза-эпиграф, Маковецким же произносимая: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — тому свидетельство. В течение четырех часов действия на сцене появляются и талантливая молодежь, и великие корифеи этой легендарной труппы: Юлия Борисова, к примеру, отвечает за сон Татьяны, а Людмила Максакова в черном трико изображает и бойкого хореографа в балетном классе, и саму смерть. А постоянный соавтор Туминаса, художник Адомас Яцовскис, развлекается по-своему: то повесит в глубине сцены огромное зеркало, превращающее действие в сонное мечтание, множащее сущности, то превратит возок, в котором Татьяну везут в Петербург на ярмарку невест, почти в тюремную теплушку, то вознесет самих невест куда-то под колосники на огромных качелях под завораживающую музыку сочинения, само собой, Фаустаса Латенаса.

«Балтийский дом», вт 19 октября, ср 20 ноября, 19.00

Ошибка в тексте
Отправить