перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Александр Велединский, режиссер

Архив

Александр Велединский – автор сценариев сериалов «Бригада» и «Дальнобойщики», режиссер и автор сценария сериала «Закон». В программе «Перспективы» Московского международного кинофестиваля был показан его фильм «Русское», снятый по книгам Эдуарда Лимонова «Подросток Савенко», «У нас была великая эпоха» и «Молодой негодяй». Эдуарда Савенко в «Русском» играет Андрей Чадов. Вместе с ним снимаются Михаил Ефремов, Евдокия Германова, Галина Польских, Владимир Стеклов, а также актеры из сериалов Велединского. Съемки проходили на родине Лимонова – в Харькове.

– На мой взгляд, вы сделали очень хорошее кино. К сериалам после него уже будет странно возвращаться.

– Я всем говорю, что и не собираюсь. Но если мне предложат снимать «Бесов» Достоевского – никогда не смогу от этого отказаться, потому что знаю: это мое. Все экранизации «Бесов» пока были неудачными – и наши, и мировые. А мне кажется, что я знаю, как это сделать. Мой любимый жанр – трагикомедия, самый живой, самый кинематографический жанр. Я бы хотел, чтобы мои «Бесы» были трагикомедией.

– То есть сериалами вроде «Бригады» больше не будете заниматься?

– «Бригада» – особая вещь. Надо было сделать народное кино, лубочное даже – в хорошем смысле слова. Это история страны, рассказанная судьбами наших персонажей, банды. Там и ГКЧП, и первые ларьки, первый рэкет, легализация бизнеса. Конечно, она мне легче далась, чем «Русское», но я очень люблю эту картину, я очень искренне ее делал.

– А вообще, почему сейчас так много сериалов?

– Очень просто: деньги отбиваются легко – с одного показа, какое бы г… ни показали.

– И вас это никак не смущает – вы же серьезный режиссер?

– А я никогда не брался за то, что мне не нравилось. Вон телефон звонит не умолкая: предложений уйма, но я отказываюсь. Да, это народное кино, да, это лубок – но для меня не менее увлекательно было его придумывать. Я люблю разное кино.

– Сами смотрите сериалы?

– Сам? Нет. «Идиота» смотрел, остальные – нет. «Секс в большом городе» глянул одним глазом – все стало понятно, и потом, главная героиня – не мой тип женщины. Нет, я люблю старые советские сериалы. «Вызываем огонь на себя», «Место встречи изменить нельзя» – это кино, это супер. Я помню, когда показывали «Семнадцать мгновений весны», все улицы были пустые. Мне тогда было пятнадцать.

– Если я правильно посчитала, вы родились именно в тот год, когда происходит действие фильма «Русское».

– Да, в 59-м. Но я специально перенес его из 58-го в 59-й – передал себе приветик такой небольшой. Потому что ведь там где-то я, я уже родился, маленький совсем, сиську сосу.

– А в возрасте Савенко что с вами происходило?

– Я в Горьком родился, в Нижнем Новгороде, в общем-то, та же окраина, что и Харьков. Только мой район назывался Бекетовка, очень его люблю. В основном там шпана жила – веселая жизнь была. Лет в пятнадцать-шестнадцать все в моем дворе – все, с кем я дружил, – один за другим стали садиться. А в 75-м, на 30-летие Победы, их всех сразу выпустили – и вот они выходят на улицу вместе, им шестнадцать лет, а они блатные. Нам нравилось, что у нас такие друзья крутые. А через полгода они опять туда же. Многие до сих пор сидят.

– В вашем кино есть герой – я имею в виду сильного, цельного человека. Кажется, в современном русском кино – первый случай.

– А «Брат»? Не согласны? А мне очень нравится эта картина, особенно первый «Брат». Да, это современный герой. Просто он не знает иного пути в борьбе за справедливость, кроме как убивать. Это странно, страшно и, наверное, неправильно, но «Брат» точно отразил момент. Только я вижу, что ситуация меняется: второе поколение, то, что пришло за Сережей Бодровым (это и Чадов в том числе), – их герои уже другие. Их герои уже начинают думать, соображать, а не просто действовать интуитивно.

– Общаетесь с Лимоновым?

– По телефону. Он порой мне звонит, я ему порой звоню. Мы познакомились, когда он вышел из тюрьмы. На самом деле я его сейчас побаиваюсь. Он еще не смотрел кино. Он, конечно, мне сказал: «Это ваш взгляд, если мне даже фильм не понравится, я все равно вам этого не скажу, я человек беззлобный». Но я понимаю, что он писатель, и все сначала будет воспринято в штыки, он все это видел по-другому, он все помнит по-другому.

– Мне все больше и больше симпатичны нацболы. Это не имеет отношения к их политическим идеям, просто на фоне других подобных объединений они – самые искренние.

– Да, искренние, талантливые и красивые. Какие девчонки там красивые. Мне нацболы нравятся – хотя идеологию я их не разделяю, я ничью идеологию не разделяю. Без таких людей нельзя. А остальные кому-то подчинены, кто-то их хорошо финансирует – там все на деньгах завязано.

– Что с Лимоновым дальше будет – у вас есть предположения?

– Я только могу сказать, что он никогда не сбивается со своего пути. И я ему по-человечески желаю только здоровья и сил. Он говорит, что книг больше писать не будет. Жалко. Очень люблю его стихи, но не все помню наизусть. Мое любимое – вот это: «Вы будете меня любить и целовать мои портреты./И в библиотеку ходить, где все служители валеты./ Старушкой тонкой и сухой одна в бессилии идете/Из библиотеки домой, боясь на каждом повороте».

Ошибка в тексте
Отправить