перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Истеми» Алексея Никитина, «Призрак джазмена на падающей станции «Мир» Мориса Дантека, «Во что мы верим, но не можем доказать. Интеллектуалы XXI века о современной науке» Джона Брокмана, «Логика жизни, или Экономика обо всем на свете» Тима Харфорда

Архив

«Истеми» Алексея Никитина

Пятеро друзей выдумывают себе игру в альтернативную историю, нечто среднее между «Швамбранией» и «Цивилизацией». Проблема в том, что на дворе — 1984-й, и игры эти не все могут понять. Двадцать лет спустя случается кое-что такое, из-за чего рассказчик вынужден реконструировать в памяти события молодости; постепенно вытанцовывается квазидетективный сюжет. Меланхоличная, кундерианская, иронично-серьезная повесть украинского автора про Киев, и Киев здесь не просто декорация, он все время «фонит». Но повесть на самом деле не экзотично-местечковая, а «общая», затрагивающая всех, кто осознает, что слишком безальтернативная история — это проблема; проблема постсоветская и транснациональная. Любой бунт сойдет; даже такой, выморочный.

 

«Призрак джазмена на падающей станции «Мир» Мориса Дантека

Пораженные неким нейровирусом мужчина и женщина сбегают из изолятора и принимаются грабить почтовые отделения, намереваясь скрыться с деньгами в Азии. Вирус вызывает яркие сны-галлюцинации: время от времени грабители оказываются внутри станции «Мир», которая вот-вот сгорит в атмосфере, и на ней заблокированы трое космонавтов (француз, немец и русский); мало того — там же присутствует убитый в 1970 году при подозрительных обстоятельствах джазмен Альберт Эйлер. Странная история: гибрид классического нуара (экс-полицейский вынужден скрываться от закона), приключенческого романа (погоня, драки) и филип-диковской фантастики (скачки между мирами, наркотики, неожиданные трансформации реальности, антиутопия). Дантек сочинил эту историю на заказ, для фильма об американском джазмене Альберте Эйлере, погибшем при невыясненных обстоятельствах; таким образом, импульс всей этой роуд-стори — странная смерть реального человека; перед нами очень сложное, «альтернативное», «психоделическое» писательское расследование, в котором соединены друг с другом очень далекие идеи и события.

 

«Во что мы верим, но не можем доказать. Интеллектуалы XXI века о современной науке» Джона Брокмана

«Великие умы иногда угадывают истину до того, как появятся факты или аргументы в ее пользу» — и раз так: во что вы верите, но не можете доказать? Хороший вопрос, провокация и соблазн одновременно; неудивительно, что на него согласились ответить аж 109 ученых и мыслителей — в диапазоне от Джареда Даймонда до Нассима Николаса Талеба, от Ричарда Докинза до Иэна Макьюэна, от Брюса Стерлинга до Дугласа Рашкоффа; это настоящая ярмарка живых умов. Список «интуитивных прозрений» выглядит впечатляюще. «Интеллектуалы» верят, что тараканы обладают сознанием; что в течение десяти лет мы обнаружим планету, похожую на Землю; что квантовая механика — не окончательная теория; что времени не существует; что в какой-то момент мы научимся перемещаться быстрее скорости света; что раньше каннибализм и рабство были обычным делом; что впереди нас ждет светлое будущее, в котором мы будем меньше страдать; что раз язык ворон и человеческий язык имеют кое-какие соответствия, то существует процесс коэволюции; что история как наука — бессмысленна. «Фантастически возбуждающе… Кокаин научного мира». Необязательно научного.

 

«Логика жизни, или Экономика обо всем на свете» Тима Харфорда

Это тот самый Харфорд, колумнист «Файнэншел таймс», который написал британский не то чтобы ответ, но, скажем так, версию «Фрикономики» — «Экономиста под прикрытием». «Логика жизни» — по существу, продолжение той книги. Почему в подростковой среде в последние десятилетия свирепствует «эпидемия минетов»? А потому что… Почему чем больше этажей в здании, тем выше вокруг него уровень преступности (по 2,5% на каждый лишний этаж)? Так ведь…  Оказывается, даже самые «невменяемые» слои населения — подростки, преступники, истерики — на самом деле ведут себя гораздо рациональнее, чем кажется. Их выбор объясним и корректируется рынком; и рынок этот существует не только в макроэкономике, но и в повседневной жизни. То, что вроде бы не может иметь никаких объяснений, происходит «просто так», на самом деле имеет рациональную подоплеку; мир вовсе не такой уж иррациональный, как кажется.

 

Ошибка в тексте
Отправить