«Трон» С чего все началось
Иллюстрированный путеводитель по киберпространству 1982 года, плавно подводящий к новогоднему блокбастеру.
В четверг, как многие знают, выходит фильм «Трон: Наследие» (даже так — «ТРОН: Наследие»). Это очень дорогое, очень длинное и очень скучное кино, и говорить про него тоже совсем не интересно (несколько слов, тем не менее, по ссылке). В то же время блиц-опрос показал, что оригинальный «Трон» 1982 года, любимое кино программистов и группы Daft Punk, кроме них мало кто видел. И большинство считает, что трон — это то, на чем сидят.
Убеждать кого-то посмотреть старый «Трон», понятно, столь же бессмысленно, как уговаривать не ходить на новый. Да и, в общем, это не обязательно, там 90 процентов удовольствия — просто от того, что это фильм про компьютеры, снятый тридцать лет назад. Поэтому ниже — его небольшой иллюстрированный дайджест, который облегчит восприятие «Наследия».
Сюжет, вкратце, такой: есть компьютерная корпорация ENCOM, которой руководит некий негодяй, который украл все идеи у своего ведущего программиста, а потом его выгнал. Программист (его играет Джефф Бриджес) мечтает отомстить и, главное, забрать себе патенты на прибыльные компьютерные игрушки. Он для этого объединяется с другим программистом и их общей девушкой и в итоге попадает в киберпространство, населенное антропоморфными программами. Т.е. программы там выполняют как бы роль людей, пользователи — роль богов, а заправляет всем зловещая суперпрограмма по имени Master Control. И Бриджес — он как бы спускается с небес, чтобы уничтожить тирана и освободить программы.
Это главный герой, его зовут Флинн. Он кидалт — или, по-нашему, инфантил. Все время играет на игровых автоматах или пишет программы. В «Наследии» Бриджес полфильма выглядит примерно так же (благодаря, опять же, компьютерам).
Это зал игровых автоматов, который Флинн открыл после того, как его уволили. Он там живет и проводит время с подростками. В «Наследии» это помещение тоже появляется, но уже в состоянии крайнего запустения.
Это другой программист, Алан. Он увел у Флинна девушку, но у них все равно хорошие рабочие отношения. В «Наследии» фигурирует эпизодически.
Алан работает в ENCOM, и в его офисной ячейке, естественно, висит гиковская наклейка «Gort Klaatu Barada Nikto», отсылающая нас к фильму «День, когда Земля остановилась».
Это ноги Флинна. В ENCOM разработали специальный лазер, который распыляет предметы на молекулы, а потом собирает заново. В данном случае с его помощью героя засасывает в киберпространство. Лазер прекрасно сохранился до наших дней и исправно засасывает человека в «Наследии».
Так Флинн выглядит в киберпространстве.
А так выглядит в киберпространстве Алан — точнее, его аватар. Его, собственно, и зовут Трон (выдернуто из слова «электронный»). Как говорили в фильме «Воспитание крошки», «без очков ты такой красивый».
А так выглядит аватар бывшей девушки Флинна — и нынешней Алана. В связи с обтягивающим костюмом вокруг этого персонажа сложился определенный культ (который до конца способен понять, видимо, только одинокий
Фрисби — важнейший предмет в мире программ. Им можно кого-нибудь убить; кроме того, служит чем-то вроде жесткого диска.
Программы для развлечения Мастер-Контроля играют в самоубийственные игры.
Светящиеся палочки превращаются в автомобильчики (в «Наследии» тоже).
На автомобилях можно устраивать гонки.
Провинившуюся программу стирают таким вот образом.
Гигантские арки в форме буквы «п» служат средством передвижения; в «Наследии» они тоже есть.
Лучший персонаж «Трона» — страж, охраняющий канал связи программ и пользователей. Зачем у него это на голове, не совсем понятно.
Так, к сожалению, выглядит зловещий Мастер-Контроль.
А такие сообщения — довольно хамские по тону — он высылает начальнику ENCOM.
Загадочные обитатели киберпространства. Кажется, лампочка и ежик.
Кадр, которым изящно заканчивается «Трон». Параллели (вполне, впрочем, очевидные) между миром микросхем и миром людей в фильме особенно не выпячиваются, зато эта панорама ночного города все ставит на места.