перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Отстой», «Веселые трутни», «Сухие» и другой урожай за февраль

«Волну» часто упрекают в том, что мы пишем невесть про кого и игнорируем по-настоящему достойных. Чтобы дополнительно форсировать поиск новой русской музыки, отныне и впредь мы ежемесячно будем отслушивать группы, обращающиеся в редакцию с просьбой о них написать, и рецензировать их. Выпуск первый.

«Айфо»

Фотография: www.vk.com/aifoband

Что говорят они

«Айфо» — одна из самых востребованных и интересных групп Екатеринбурга, представители современной «осмысленной» музыки. Участники группы смешивают различные музыкальные жанры — от хип-хопа и фанка до трип-хопа и инди-рока — и превращают их в единые произведения, наполненные бешеной энергией».

Что слышим мы

Редакция «Волны» не в первый раз сталкивается с «Айфо», благо происходят они из Екатеринбурга и близки к компании «Сансары» и «Курары». Раньше группа практиковала как бы философскую поэтическую мелодекламацию под полусалонное сопровождение (в пресс-релизах это называли «уральский экзистенциализм»), но сингл «Карнеги» — новый поворот: это более-менее шаблонный диско-панк про асоциальность, отчаянно желающий казаться актуальным (что лишний раз подчеркивает отполированный видеоклип). Диско-панк, который хочет казаться актуальным в 2014 году, — это, в общем, приговор.

«Карнеги»

«Аффинаж»

Фотография: www.vk.com/affinage_group

Что говорят они

«Нуар-шансон из Петербурга. Будто бы это суперизвестная группа из параллельной России. Представьте, что фильм с атмосферой «Амели» снят в Петербурге девяностых...»

Что слышим мы

Драматический акустический русский рок с баяном и тромбоном: свежевышедший альбом группы называется «Я и Мебиус едем в Шампань», первая песня — «Вселенский рядовой», и это, как говорится, многое объясняет. В таком жанре проще выставить себя на посмешище, чем не выставить, но «Аффинаж» звучат весьма достойно — и благодаря неочевидному инструментальному составу, и из-за неплохих мелодических хуков, и из-за чувства стиля (выступают музыканты в костюмах); чем-то этот постдворовый-постчистяковский надрыв даже цепляет. По идее, именно такими группами должен пополняться эфир «Нашего радио» в первую очередь — и надо сказать, что отнюдь не самый плохой вариант.

«Вселенский рядовой» в концертном исполнении

«Берег Ялты»

Фотография: www.vk.com/club_beregyalti

Что говорят они

«Берег Ялты — это танец на скалах, нескончаемый серпантин, южный ветер и ночная прохлада моря. Берег Ялты — это камни, нагретые солнечными лучами, и летний закат, отражающийся в темном стекле очков. «Берег Ялты» — это сплав инди-рока и поп-музыки, перегруз гитар, переплетающийся с синтезаторами и танцевальными ритмами».

Что слышим мы

Первые пятнадцать секунд практически любой песни «Берега Ялты» хочется обманываться: кажется, что перед тобой — русские Real Estate, красивый, а главное, ни на что не претендующий гитарный инди-поп; еще через десять секунд включается Евгений Гришковец, вокалист начинает декламировать романтические банальности и все скатывается в кромешный ужас — и даже в музыку прокрадывается зубодробительная пошлость. Безликий гитарный поп пополам с курортной поэзией — страшное сочетание.

«Веселые трутни»

Что говорят они

«Московская анархо-ска-панк-группа «Веселые трутни» выпустила дебютный альбом «Современное искусство». Он о наболевшем. Заглавную песню альбома ребята написали еще до того, как Pussy Riot станцевали в храме, а Петр Павленский осуществил свою членовредительскую акцию на Красной площади. В музыке «Веселых трутней» есть и панк, и регги, и ска, и латина, но звучит все это очень по-русски. Особое внимание уделяется тексту — это взгляд на актуальную реальность сквозь самоиронию и неиссякаемый оптимизм».

Что слышим мы

Пресловутая песня «Современное искусство» по смыслу примерно идентична комментариям, которые оставляют в социальных сетях «Афиши» под фотографиями Pussy Riot; в другой песне имеется строчка «и манит нас, как онанизм, экстремизм» — короче говоря, авторитетов ансамбль не признает и стремится поразить слушателей своим уморительным цинизмом. Звучат «Веселые трутни» и правда очень по-русски — то есть как плохая копия раннего «Ляписа Трубецкого».

«Современное искусство»

Андрей Зеберти

Что говорит он

«Андрей — автор песни «Гений», которую записала группа «Сансара». Они вместе исполняли эту песню. Андрей дружит с такими коллективами, как The Retuses, Motorama, Ifwe, Tesla Boy. Раньше он играл в популярной ростовской поп-панк-группе Zeberti, затем группа распалась и Андрей начал писать лиричные песни в одиночестве».

Что слышим мы

Песня «Гений» без малого великая; первая же вещь на SoundCloud музыканта называется «Я и твой кот» — в общем, Зеберти сразу к себе располагает и ожиданий не обманывает. Из вышеупомянутых ассоциаций самая верная — группа Ifwe: Зеберти исполняет похожий лирический северный фолк, разве что в одиночку, а потому совсем чистокровный — только голос, гитара и душа. В лучшие моменты (вроде той же песни с котом) это очень трогательная новая интимность по-русски; есть и более слабые вещи в духе народной городской песни — но вообще Зеберти кажется достойным того, чтобы выбраться из братской могилы в рубрику, скажем, «Горизонт».

«Я и твой кот»

«Магелланово облако»

Фотография: www.vk.com/magellanovooblako

Что говорят они

«Московская группа «Магелланово облако» выпустила новый EP «Идиосинкразия»: сочетание лирического вокала, гитар, электрооргана и даже меллотрона дополнено звуками виолончели, скрипки и флейты. «Глубина внутренних процессов, которые происходят со всеми нами, порой может быть облечена в одно слово, которое способно, как калейдоскоп, играть всеми цветами», — так комментирует автор выбор названия альбома. Альбом «Идиосинкразия» — первая работа группы в сотрудничестве с украинским лейблом Cardiowave».

Что слышим мы

Псевдоинтеллигентский русский фолк и акустический русский рок родом из клуба «Китайский летчик Джао Да» середины нулевых, а то откуда и похуже. В записи последней EP «Облака» принимали участие музыканты Flёur — и это хорошо слышно. Группе при этом удалось собрать деньги на выпуск EP на виниле; главный вопрос, который возникает при прослушивании «Магелланова облака», — поет ли в группе маленький старичок с тонким голосом или очень артистичная женщина. Оказывается, что молодой человек.

«Недра»

Фотография: www.vk.com/nedra

Что говорят они

«Недра» — это русскоязычный рок без излишней сентиментальности; драйвовый, ритмичный, порой близкий к танцевальным жанрам, с отличными образными текстами, запоминающимися мелодиями; местами лиричный, местами злой, но в целом заставляющий думать, а на концертах — петь и танцевать».

Что слышим мы

Типовой русский рок образца «Нашего радио»: как бы философские тексты, поэтический надрыв, нажористый гитарный звук; ближайший ориентир, пожалуй, «Сплин», только тут куда больше пафоса. Собственно, проблема современного русского рока в том, что в ротацию пресловутого радио должны попадать «Аффинаж» (см. выше), а попадут скорее «Недра».

«На маяк»

«Отстой»

Фотография: www.vk.com/dvonoy_otstoy

Что говорят они

«Нас даже мазерленд отказался публиковать, а чуваки кого только не выкладывают, теперь официально отстой!»

Что слышим мы

Редкий пример честного гараж-панка — музыки, которая сделана не для того, чтобы кому-то нравиться, и действительно не пытающейся никому понравиться. Примерно как FIDLAR без единой попытки уделить внимание качеству звука или Sonic Death без всей предыдущей истории группы и какой-либо подоплеки или фиги в кармане. Грязный громкий звук, звучащий как из медной бочки голос, лозунг «Я хочу быть тупым» — все на месте. По правилам, конечно, «Волна» должна подобное игнорировать, чтобы не портить репутацию группы положительными отзывами — но музыканты сами напросились, прислав нам ссылку на свою EP.

Настя Пальчикова и группа «Сухие»

Что говорят они

«Группа «Сухие» — любимое детище Насти Пальчиковой, музыканта, автора песен и сценариста. «Сухие» — пример группы, не сильно гонящейся за списками «самых модных» и «трендовых», но спокойно идущей к вершинам. На счету коллектива многотысячные фестивали вроде «Нашествия» и «Крыльев», радиоротации, интервью, телеэфиры, удачный дебютный альбом, состоявшиеся гастроли как в России и странах СНГ, так и в Америке. И еще, пожалуй, самая удачная песня с упоминанием Анджелины Джоли — «Танго». О таланте Пальчиковой с восторгом гудят как в музыкальной, так и в кинотусовке, но группа при этом выезжает не на каких-то знакомствах Насти с людьми из телевизора, а за счет собственно творчества: это по-настоящему крутые, цепкие песни о людях и их поступках, о любви и ее производных, о существовании в большом городе и снах о чем-то большем».

Что слышим мы

Пальчикова и «Сухие» звучат как очень плохая версия Земфиры: русский рок пополам с минимальными звуковыми и стилистическими исхищрениями, музыканты ловко ударяются то в рэгги, то в даунтемпо, то еще куда-то — но в конечном счете получается неизбежное «Наше радио» с очень глупыми текстами; «Реплики, столики ваши, кафешечки,/Ми-ми-мишные ссылочки на жежешечки» — и так все. Пальчикова, впрочем, закономерно пользуется популярностью — про «Нашествия» и телеэфиры пишут чистую правду.

«Потертые чемоданы»

Фотография: www.vk.com/public_shabby

Что говорят они

«Проходящая через постоянные метаморфозы, от психоделии а-ля «Ummagumma» и крепкого кантри-блюз-рока в духе Джей Джей Кейла, музыка группы «Потертые чемоданы» вышла на новый виток. Песни бессменного автора, Саши «ПЧ» Микитюка, вкупе с атмосферными клавишами Виолетты Еваровской обрели новое звучание. Мохан-вина (индийский слайдовый инструмент) обволакивает слушателя блюзом и этническими нотами. Песни с умными текстами под банджо, 12-струнную и электрогитару с секвенсором, воздушные синтезаторные партии — все это в руках дуэта «ПЧ» звучит свежо и ярко».

Что слышим мы

В целом это такой белый блюз из южных штатов Америки, сыгранный на этнических (не всегда уместных) инструментах — и этим напоминающий эксперименты некоторых групп движения New Weird America, от Pocahaunted до Badgerlore. Но без одного важного элемента: если те проекты исследовали собственную историю, рифмовали традиции коренного населения со сложившимися традициями новоприбывшего черного и белого населения, то «Потертые чемоданы», в общем-то, действуют из сугубо музыкального интереса к определенному звучанию, за которым ничего не стоит. Такой «Калинов мост» (аналогии с которым, кстати, тоже возникают по текстам и голосу), только не про свое, а про чужое, хоть и понятое по-своему. Похожий эффект оказывают многочисленные едальные заведения, где кальяны сочетаются с индийской и японской кухней, турецкими коврами и персидскими узорами на стенах — пожалуй, «ПЧ» хорошо бы вписались фоном в такие залы.


«Румыния»

Фотография: vk.com/rumania

Что говорят они

«Коллектив рассчитан на массового слушателя и имеет плотный мощный стадионный саунд, который одинаково хорош как в клубе, так и на большой арене. Об этом говорят драйв и неудержимый напор подачи материала. Мелодика припевов запоминается с первого раза, быстро заражает и гипнотизирует огромные массы людей. Поэтому на концертах группа получает бешеный эмоциональный фидбэк от поющей счастливой толпы. Причем поют даже те, кто слышит группу впервые. Особенно приятно, что саунд «Румынии» сопровождается текстами на русском языке. Автор песен Митя Гордиенко сочетает в своих стихах мягкий, но прямой эротизм, поиски собственного «я» и неподдельный интерес к миру. Важно отметить, что коллектив имеет бешеную популярность в родном Ставрополе. На одном из недавних концертов там, клуб, в котором играла группа, не вместил даже половины фанатов».


Что слышим мы

«Румыния» — это крайне неудачная попытка в 2014 году сделать группу Oasis на русском языке (хотя сложно представить, что подобная затея вообще может оказаться удачной), англоманский гитарный рок самого неизысканного толка. Отдельно хочется отметить «мягкий, но прямой эротизм в стихах», который выглядит примерно так: «Свежевыжатый гранатовый сок/Острой бритвой спустился до края чулок,/Заставляя подрагивать кончики рта,/Тебе станет приятно в низу живота».

«Слайд»

Что говорят они

«Альбом «Солнце-обезьяна» — это ни на что не похожий, уникальный, цепляющий альбом. Это микс битов 80-х, белых стихов и попсовых мелодий, и мы очень гордимся! Каждый трек — это философская история в белых стихах, оформленная в романтичном синтипоп-саунде духа 80-х. Некоторые треки попсовые, некоторые забавные, часть меланхоличных и еще часть просто странных. Что их точно объединяет, это то, что они записаны под влиянием сумасшедшей любви и фантастической погоды».

Что слышим мы

Вдохновленный Tesla Boy и современной формой группы M83 синтипоп с хлесткими битами, глухими хлопками и нежно разливающимся звоном синтезатора, ладно скроенный (как говорят в народе — «качественный») и местами удачный мелодически; вполне могла бы получиться отечественная версия Broken Bells, но вместо этого музыка служит подложкой для белых стихов, следующих отечественному тренду на доброту. Декламируемые с придыханием, с усердием школьника-отличника строчки повествуют о лете, солнце, хорошей погоде, ностальгии и прочих вещах, о которых обычно очень хочется говорить, чтобы не думать о плохом, жмурясь и делая вид, что его не существует. Обязательно к прослушиванию Верочке Полозковой и Евгению Гришковцу, чтобы понимали, что они наделали. В тех же случаях, когда группа играет просто песни, получается тот же Tesla Boy.

«Алло»

The Hardkiss

Фотография: vk.com/thehardkiss

Что говорят они

«The Hardkiss представляют видео «Hurricane», которое посвящают всем слушателям-друзьям. Всем тем, с кем познакомились за последний год на концертах. «Реакция зрителей на песню «Hurricane» одинаковая — они слышат ее впервые, а реагируют так, будто звучит давний хит, — рассказывает фронтвумен группы Юлия Санина. — На сегодняшний день это самая драйвовая и концертная история в репертуаре The Hardkiss. В таком настроении мы провели 2013 год. В таком боевом духе настроены провести 2014-й».

Что мы слышим

Как мы уже успели убедиться за последние полгода, Украина очень сильно от России отличается — и поп-музыки это касается в особой степени. Украинцы умеют делать китчевые проекты, где ирония граничит с толстым троллингом (Quest Pistols и Kazaky), а доступность и легкость с тщательной продуманностью (Дорн). Но Hardkiss — мимо всего: если не считать яркие карикатурные образы участников, проект больше напоминает российский — серьезностью подхода во всем остальном. То есть все такое мощное, качает, вокалистка старается чрезмерно, а звучит при этом обычный евродэнс из девяностых пополам с тоталитарным немецким EBM. Идеально для озвучивания корпоративов и разогрева заезжих звезд, но не повод для серьезного разговора.

«Hurricane»

Pahsa

Фотография: vk.com/pppahsa

Что говорят они

«Минимализм, естественность, своеобразие. Дебютный мини-альбом артиста по имени Pahsa — это путешествие за мечтой... Истории о жизни в мире больших контрастов».

Что слышим мы

За псевдонимом Pahsa на самом деле скрывается самарец Павел Тетерин — бывший вокалист Bajinda Behind the Enemy Lines, уехавший в Москву и Петербург, а теперь вернувшийся в родной город; и он, конечно, заслуживает отдельного материала, а не одного появления в списке групп, написавших «Волне» письма. Пока что у Тетерина имеется одна сольная EP из пяти песен под названием «Essay». И звучат эти песни так, как хотели бы играть многие музыканты на этой странице: изысканный, не пошлый англоязычный инди-поп, фолк с электрогитарой, блестящая с точки зрения как минимум авторского мастерства музыка. Когда-то Тетерин попал на главную сцену Пикника «Афиши» вместе с группой Bajinda Behind the Enemy Lines — в общем-то, заслуженно.

Monokens

Что говорят они

«Мелодичные и динамичные композиции московского инди-рок-трио Monokens относят слушателя к лучшим традициям британского рока, в котором и спустя десятилетия мы всегда можем услышать что-то новое, актуальное и созвучное настоящему моменту. Своим творчеством Monokens удалось будто бы синхронизировать далекие 1970-е и достигшие своего апогея 2010-е. Сегодня цель Monokens — новая музыка без шаблонов».

Что слышим мы

К сожалению, с поставленной целью Monokens не справляются. Стереотипный «инди-рок» на английском языке в России сейчас, кажется, не менее распространен, чем попытки воскресить в себе Виктора Цоя (а то и более), и Monokens из общего списка выделяются разве что тем, что у них меньше бодрости и больше так называемой романтики; тут даже названия композиций будто придуманы соответствующим генератором: «Follow Me», «Far Away», «Because» и так далее. Вообще, качественно записывать такую музыку давно научились примерно все — хорошо бы теперь побольше людей сумели сочинить хороших песен.


«Because»

Spasibo Cosmos

Фотография: vk.com/spasibocosmos

Что говорят они

«Spasibo Cosmos — это песни о свободе, приключениях, путешествиях по земному шару и во времени; песни, в которых еле уловимо будут оживать персонажи книг, фильмов и герои истории. Их музыка прозрачна, порой загадочна и не всегда понятна с первого прослушивания. Вдохновившись такими исполнителями, как The Smiths, New Order, Massive Attack, а также проектами Найджела Годрича, группа записывает свой дебютный EP «Гость/Невесомость» в 2013 году».


 

Что слышим мы

Весь набор источников вдохновения очевидно устарел, как и сама музыка, — напоминает и великую песню «Я не я» группы Cosmozoo (но то было начало нулевых) и даже «Алису» времен альбома «Для тех, кто свалился с луны» — а то вообще двадцать лет назад. За это время, если судить по звучанию Spasibo Cosmos, успел случиться только один лишь построк — тоже, в общем, не очень актуальная мысль. С другой стороны, песня «Гость» действительно интересная и напоминает не только «OK Computer», но и ранних Warpaint, про которых, в принципе, можно было бы сказать все то же самое. По-хорошему, «Гость» уже вчера должна была попасть в эфир «Нашего радио», но вот так жестоко устроена российская реальность, что для «Нашего» группа слишком инакомыслящая, а для «Волны» — недостаточно.

Trio for Two

Что говорят они

«Их было трое. Однажды третий заметил: «Не понимаю». Его спросили. «Ничего», — ответил. «Сиди и помалкивай», — посоветовали ему. Но третий маялся. Однажды проснулись — нет, как не было. Третьего. Второй предположил: «Может, вернуть?» «Сам обернется», — сказал первый. Между тем не возвращался. Шло время. Не то чтобы чего-то не хватало без третьего. Скорее наоборот. Просто так было лаконичнее. Когда их было трое. Хотя двое — лаконичнее троих, а один — всех вместе взятых. Но так было лаконичнее — трио двух. А может, и не было никакого третьего? Точно не помню...»

Что слышим мы

За криптическим самоописанием скрывается дешевый, будто бы сделанный на VST-инструментах в Fruity Loops нью-рейв — при этом как бы с экзистенциальными и остросоциальными текстами. Под танцевальный бит Trio for Two поют про ОМОН и жизнь в сточной канаве — получается совсем не так весело, как может подуматься.

Siba.pro

Фотография: vk.com/sibapro

Что говорят они

«Проект Siba начинался семь лет назад с робкой, но очень красивой электроники, где каждая нота будто убегала сама от себя, прячась в коридорах IDM. Музыка, полная любви, очарования и неплохо скрываемого одиночества, — за всем этим существовал актер Александр Соловьев из Новосибирска... Сегодня Александр оброс приставкой «pro», переехал в Москву, а от робости не осталось и следа: Siba.pro — это полноценная взрослая группа, с острыми зубками, где все исполнители на сцене и все поют в полный голос. Альбом «Cheta», что называется, сразу выносит точку зрения из тела. Русские национальные мотивы, и тут же прибыл романс, сменяясь классикой в шоколадной глазури, вступают гитары с цыганами, затем вдруг появляются виртуальные медведи, полцарства за коня, valyenki & balalayka. На фоне всего этого аккуратного безумия работает электроника, синтезаторы выруливают свои протяжные темы; ритмы, растущие явно из других downtempo-субкультур, без тени иронии отсчитывают хронометраж. К третьему треку, когда закономерно следует проникновенная барская песня, ты просто не понимаешь, где находишься, а главное — почему?»

Что слышим мы

Описание не врет: Siba.pro — это действительно даунтемпо с русскими семплами, народными, классическими, из городских романсов, в общем, еще одна попытка привязать к международной электронной музыке какую-то русскую идентичность. Другой вопрос, что попытка не самая лучшая: не совсем понятно, что ко всем этим безусловно прекрасным семплам добавляет собственно электронная составляющая, зачем вообще нужны в этой музыке шорохи, бит и синтезаторные завывания, — и сразу хочется найти музыку, откуда семплы взяты.

Shadazz

Фотография: vk.com/shadazz

Что говорят они

«Группу Shadazz собрал летом 2012 года Максим Крапивенцев — гитарист, вокалист и сооснователь группы Kimberley, чьи записи «Meeting Moebius» и «Babyface» прекрасно знакомы украинскому слушателю. Kimberley, в свою очередь, выросли из I’ll Be Your Wire, ставших в середине 2000-х первопроходцами украинской инди-музыки прозападного образца. Пути обоих лидеров Kimberley, Максима Крапивенцева и Элеоноры Новиковой, окончательно разошлись как раз с образованием Shadazz: первый в новой группе заиграл все тот же альтернативный рок, но утяжеленный и разбавленный элементами трип-хопа».

Что слышим мы

В России такую музыку много играли в середине 2000-х — кропотливое продюсирование, как бы гипнотический трип-хоповый ритм, жужжащие гитары, чувствительный женский вокал на английском языке. К чему такое сейчас — не совсем понятно. Интересно, конечно, что группа из Севастополя; надеемся, у музыкантов сейчас все в порядке.

«Home Back»

Volchok

Что говорят они

«Молодой пиано-рок-дуэт Volchok выпустил свой второй ЕР-альбом».

Что слышим мы

Новый мини-альбом молодого дуэта. А если серьезно, то Volchok — это, по сути, русские Dresden Dolls, дуэт барабанщика и экспрессивной клавишницы-вокалистки, играющий эмоциональные песни. К сожалению, во второй группе Dresden Dolls мир особо не нуждается, да и секрет группы был не в звучании, а в яркой личности Аманды Палмер, которую интересно было раскрывать через песни и которая не стеснялась говорить о себе в песнях максимально откровенно. Здесь же — ну женская лирика, ну о’кей. «Давай закупорим лето в бутылки, как советовал старый Брэдбери». Ну давай.

Ошибка в тексте
Отправить