перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Mpala Garoo, CYKA, «Неуловимые мстители», «Панихида» и Nearr

Во втором выпуске обновленной рубрики про новых русских музыкантов — московский краутрок, нонконформистский лоу-фай из Петербурга, харьковская гипнагогия и другие хорошие местные группы, о которых пока мало кто знает.

Mpala Garoo

Mpala Garoo

кто это Москвич Иван Курбаков, обучавшийся в Литинституте; имеет полдюжины разных проектов, выпускается на западных кассетных лейблах, общается с разными странными русскими коллегами вроде основателей лейбла Full of Nothing. Формально, конечно, Mpala Garoo — не совсем новичок, но до сих пор про него писали незаслуженно мало.

что играет Под именем Mpala Garoo — мистический дроун, собранный из этнических семплов, синтезаторов и иногда гитар: местами похоже на Sun Araw, местами на группы, которые в начале 90-х называли построковыми, — вроде Disco Inferno или Bark Psychosis. Это глубокая, медленно раскрывающаяся, медитативная музыка; будь в России аналог журнала Wire, Mpala Garoo непременно стал бы его героем.

 

цитата

Иван Курбаков

Mpala Garoo

«La main lachee» — это альбом, в котором все не так. Это погребальный костер из тропических костей. Я задумывал его как сагу-саундтрек, где будет обилие семплов (например, Эдуарда Артемьева и гамелана) и вокала, но он в итоге стал результатом нескольких импровизационных сессий на синтезаторе и вейвдраме, то есть, по сути, записан с ходу. Один мой друг, послушав, почему-то сказал, что это стадионная музыка. Это так — только если представить, что этот стадион находится на вершине пирамиды из очень интимных и сложных моментов жизни. В процессе записи были странные моменты — нам казалось, что где-то неподалеку Афекс Твин, а соседи на трубах подыгрывают нам; всплывали образы нематериальных бунгало, тайских трансвеститов, Дебюсси под аяуаской и мандалы-мотора. В альбом вшаманено много всего такого. Плюс я добавил туда тему духовных поисков, интерес к Дзогчену например. Из всех инструментов меня больше всего интересует голос сейчас. Мне очень нравится, что делают певцы вроде Майкла Джиры или Алекса Чжан Хунтая из Dirty Beaches. Живьем они произвели на меня неизгладимое впечатление.

Новая русская музыка, мне кажется, все время мечется между двумя крайностями — полным неприятием своей среды и, наоборот, постоянной заторможенной рефлексией над этой средой. И еще один немаловажный момент — это публика. Не хватает культуры восприятия музыки вне интернета, не хватает интересных пространств, звуковой среды, интенсивности внимания. Нет осознания музыки как взаимодействия. Мне очень импонирует замечание Мартынова о том, что музыка в чистом виде — это то, что происходит между людьми здесь и сейчас. Про это прекрасно еще пишет Хазрат Инайят Хан в книге «Мистицизм звука».

 

зачем слушать Это первоклассная экспериментальная музыка, ничем не уступающая, например, героям лейбла Not Not Fun; лучшая точка входа — самая свежая запись Mpala Garoo, «Le main lachee», один из самых цельных альбомов Курбакова. К слову, помимо Mpala Garoo у Курбакова имеется еще несколько проектов: Shen’ ming, Kon Tiki Gemini, Koja и Aura Level Fountain.

пример

 

«Purring of the Universe»

 

подписаться

CYKA

CYKA

кто это Трое москвичей — Степан Кольчугин, Алексей Киселев (по совместительству — театральный обозреватель «Афиши») и Иван Варенцов, играющие вместе музыку еще со школы; название группы произносится то ли «сайка», то ли все-таки «сука» — мнения участников по этому поводу расходятся. Главное достижение группы, помимо нескольких концертов и нескольких записанных песен, — курьезное появление в телевизионных новостях города Солнечногорска.

что играют Трогательный акустический авант-поп с русскими текстами и красивым вокалом; местами песни CYKA вообще походят на европейский прог середины 70-х, даром что музыкальное образование есть только у одного из участников. В музыке группы чувствуется какое-то разгильдяйство; тем не менее в них есть свой шарм — именно благодаря расслабленному подходу у CYKA получается какие-то очень естественные, легкие и непринужденные песни.

 

цитата

Степан Кольчугин

голос, гитара

«Музыкой мы занимаемся со школы. Самая первая наша группа была с Ваней, я даже назову ее имя, чтобы она вошла в историю, — Los Mootantos, школьный ансамбль. По сути, это было то же самое, что и сейчас, только теперь Алеша еще прибавился. Ну может, мы научились лучше на инструментах играть и песни поинтереснее. Но вот то, что вы, например, мне звоните и задаете какие-то вопросы — это очень странно.

У нас не раздолбайский подход, а самый настоящий как раз, процитирую сам себя: «музыка для души и для сердца». Песни мы придумываем все вместе. Хотели сделать эксперимент, чтобы каждый записал по альбому, такое соревнование — но ни у кого ничего не получилось. Получается, что мы только втроем можем что-нибудь сделать. Наша главная победа — то, что мы попали на телевидение в Солнечногорске. Мы же вообще разносторонние музыканты, и уличные, и для театров лабаем. У нас была некая связь с телеканалом в Солнечногорске, нас позвали туда приехать. Сначала по улице гуляли, потом специально для них выступили под фанеру в студии. А вообще нам хочется стать нормальными музыкантами, потому что сейчас никто не может нас серьезно считать музыкантами. Если получится — круто».

 

зачем слушать При идеальном стечении обстоятельств CYKA превратятся в русских Dirty Projectors или кого-то в этом роде. Жаль, что песен пока мало.

пример

 

«Васильки»

 

подписаться

«Неуловимые мстители»

«Неуловимые мстители»

кто это Полуанонимное петербургское то ли трио, то ли квартет, названное в честь советского кинематографического сериала; на обложки ставят кресты и гробы, вокалист на концертах нередко закрывает лицо, песни и альбомы называются «Возбуждение к смерти» и, например, «Революция боли».

что играют Мрачный, бескомпромиссный и неразборчивый гитарный лоу-фай. Песни «Неуловимые мстители» пишут на русском, но слова понять очень сложно; по-хорошему, и мелодии у «Неуловимых мстителей» расслышать можно с трудом — в первую очередь в их музыке чувствуется простейшая панк-структура. Все грохочет, стучит и режет слух, но в этом есть какая-то захватывающая и сбивающая с толку сырая энергия. В активе у «Неуловимых мстителей» уже два альбома; вокалист Федор успел записать еще два под именами «Нежители» и «Неумолимый инсульт».

 

Федор

голос, гитара

«Осенью 2011-го я резко почувствовал отсутствие концертов, на которые хотел бы пойти. Это убивало меня. Я позвал Марию, и мы начали репетировать. Это было лучшее решение в моей жизни. Непонятным мне образом рождались песни, попутно мы осваивали инструменты. Правда, я все думал о том, что как минимум два парня поблизости начинали с «девочка на барабанах + мальчик на гитаре и голосе». И я не хотел закончить, как они. Нас спас Игорь, всегда мечтавший играть на басу, — мы знаем друг друга с начальной школы, росли вместе, так что все было просто, тем более мы одинаково не умеем играть.

 

 

 

«Мы группа подростков, которые страдают от самих себя. Это все крайность, которая возводится в еще большую крайность»

 

 

 

Мы группа подростков, которые страдают от самих себя. Это все крайность, которая возводится в еще большую крайность. Попытка построить «идеальную рок-группу мечты». Перфекционизм, бездарность, ручки вправо, разочарование и все остальное, на чем шепчется в записях, сходятся в одну гремящую точку на концертах. Я постоянно ... по тарелкам, они падают, Марии остается только сильнее долбить в оставшиеся части барабанов, гитара расстраивается, что-то фонит, кто-то на басу пердит и так далее; Мне в голову постоянно приходят всякие мысли насчет выступлений — то разбрасывать самодельные футболки, то поставить на сцену самопальный крест имени «Мстителей», но большинство из них так и остаются в голове. На следующем концерте (только когда он будет?) я буду играть на взбивалке сливок из «Икеи», она дает потрясающий звук, вдохновивший меня на «Зеркало». Я перечитываю сейчас, что написал, и мне смешна моя убогость, но все так и есть.

Все это может происходить только в Петербурге. Я чувствую себя неотделимой частью этого города. Концертов, на которые можно пойти, стало гораздо больше. Чувствуется, что у каждого есть шанс, — достаточно не называться Ifwe и не пытаться делать вид, что ты играешь на басу в Manicure. Дружеская атмосфера творческой конкуренции к чему-то точно приведет. А может, я слишком наивен».

зачем слушать «Неуловимые мстители» чем-то похожи на злую и грязную версию ранних Padla Bear Outfit; такая же смелая, аморфная и воодушевляющая музыка — интересно, что группа будет делать дальше.

пример

 

«Революция боли»

 

подписаться

«Панихида»

«Панихида»

кто это Московский квинтет, исполняющий краутрок и спейс-рок и называющий песни как-то вроде «В детский лагерь прилетает цирк карликов» или «Зиккурат ВИЛа». В своем фейсбуке музыканты вешают изображения летучих мышей, инопланетян и фотографии Вадима Черноброва, главного уфолога страны, который построил прототип машины времени.

что играют Пространный импровизационный спейс-рок с композициями длиной от четырех минут до получаса,  большим количеством странных звуков и эффектов и не всегда четкой структурой. Музыканты «Панихиды» сами признаются, что черпают вдохновение из немецкой и не только музыки 70-х; от прочих современных околопрогроковых ансамблей «Панихиду» выгодно отличает полное отсутствие претенциозности — и это касается не только юмора  в названиях композиций, социальных сетях и на концертах (еще недавно во время выступлений музыканты приматывали к барабанной установке кочан капусты — потому что «краут» по-немецки значит «капуста»), свою экспериментальную музыку они играют очень легко и непринужденно, будто бы ничего не имея в виду.

 цитата

Александр Смертолюбов

гитара

«Когда все наши предыдущие группы разошлись, мы сидели сложа руки по домам. А потом мне написал наш басист и предложил поиграть рок. Рок-предпочтения у нас совпадают: мы любим всякое старье, преимущественно немецкие группы, краут, поэтому получилось то, что мы сейчас имеем. Мы все раньше где-то играли, единственный наш новичок — клавишник, который музыкой до «Панихиды» не занимался, а сидел и коллекционировал синтезаторы.

«Zeta Reticuli» нам помог записать Максим Ионов из Asian Women on the Telephone — у него есть кассетная портативная студия. Записывались мы полностью живьем, а потом свели из этого альбом. Такой привет 70-м — все наши любимые группы вообще на четырехканальные магнитофоны писались, а у нас было восемь каналов, которые мы использовали под всякие наши эффекты и звуки. Знаете, как есть всякие паблики на Last.fm и «ВКонтакте», в духе «Я был рожден на несколько десятилетий позже, чем должен был» — это про нас. Подход у нас такой, как у людей, которые нам в отцы годятся.

 

 

 

«Я был рожден на несколько десятилетий позже, чем должен был» — это про нас»

 

 

 

У нас обычно в порядке коллективного бреда рождается какой-нибудь образ, над которым мы смеемся или который нам кажется клевым, и мы его переносим в музыку. Ну типа: «А давайте сыграем, как может звучать зиккурат ВИЛа». Или «Операция «Лесополоса» — это комплекс следственных мероприятий, в ходе которых поймали Чикатило. Давайте сыграем — должно быть ну очень страшно, наверное. Так получилось, что у всех четырех участников специфическое чувство юмора, мы любим черный юмор. Это все переносится в музыку, которая сама по себе не комичная, но мне легче жить, играя такую музыку, потому что на многие вещи без слез не взглянешь. Отношение к группе тем не менее у нас серьезное, у меня, безработного, это единственное дело в жизни».

 

зачем слушать Импровизационная фантазия у музыкантов «Панихиды» работает на отлично. Правда, на данном этапе их лучше всего слушать вживую; впрочем, учитывая, какими темпами группа записывается (только за этот год у них вышли  «Panihida», «Panihida Starship» и «Zeta Reticuli») можно предположить, что и с альбомами скоро все наладится. 

пример

 

«В детский лагерь прилетает цирк карликов»

 

подписаться

Nearr

Nearr

кто это Харьковский музыкант Эдуард Токуев, раньше игравший в группе City of Me, а теперь записывающийся в одиночку.

что играет Между двумя EP, выпущенными с разницей в полгода, Токуев успел здорово поменять звук: на первой, «DIE», звучала минималистичная, почти целиком инструментальная музыка, сыгранная на акустической гитаре. Вторая, «In Rage», — это уже заход на гипнагогическую территорию: девять печальных поп-песен с размытым кассетным звуком; немного неловких, с не всегда ясной структурой, почти как на первых записях Ариэля Пинка.

 

цитата

Эдуард Токуев

голос, гитара

«Я начал заниматься музыкой лет в 7, но мой первый инструмент — баян — был не самым удачным выбором, через пару лет я переключился на гитару. Основные навыки я получил уже после музыкальной школы, когда самостоятельно разучивал песни зарубежных исполнителей. В более раннем возрасте я слушал Чиж & Co и Земфиру, из зарубежных — Queen; сейчас вдохновляют Китон Хенсон, Джон Маус, всевозможные проекты Мэтта Монданайла. Сравнение с Ариэлем Пинком приятно, я его тоже очень люблю. Возможно, некое сходство связано с домашними условиями записи. В любом случае в следующем альбоме будут присутствовать элементы из обеих ЕР Nearr.

Что касается разницы в звуке: во-первых, я записывал «DIE» в околостудийных условиях, поэтому «качество» там условно лучше. Во-вторых, к мастерингу приложился итальянский звукорежиссер Маттео Миеле. «IN RAGE» записывалась исключительно у меня дома, звук вышел примерно таким, каким я его задумывал. Я не «загрязнял» запись нарочно, просто выжал максимум из домашних условий. Запись достаточно личная, поэтому хотелось записывать без посторонних глаз.

Я люблю музыку, производимую в СНГ. Есть такие крутейшие разноплановые группы, как «Умбиликус», Voida, Stoned Jesus, Burrow, 5R6 — список можно составить достаточно большой. Приятно, что наши группы удачно осваивают европейские сцены. На хорошую музыку всегда есть спрос. Себя я не чувствую революционером в отечественной музыке, мой изначально домашний проект только начинает развиваться. После альбома будет видно».

 

зачем слушать Обе записи Nearr по-своему интересны — на первой звучит довольно редкая для местных широт музыка; вторая просто куда более зрелая. Видно, что человек постепенно понимает, чего хочет; и за желаниями его интересно следить.

пример

 

«Anymore»

 

подписаться

Ошибка в тексте
Отправить