перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Clean Bandit — барокко-хаус из Лондона, вдохновленный жизнью в Москве

В рамках рубрики «Горизонт» «Афиша» регулярно вещает о примечательных новых именах — как русских, так и иностранных. Герои первого выпуска — Clean Bandit, недавно вернувшийся из совместного тура с Disclosure лондонский коллектив, вживую играющий эмоциональный хаус с барочными скрипками и клавишами.

«Думаешь, электронная музыка скучная? Думаешь, она глупая, повторяющаяся? Ну она действительно по-по-повторяющаяся», — с этих слов, произнесенных отстраненным голосом под прямую бочку, начинается первый большой хит Clean Bandit «Mozart's House», пока секвенсор на заднем плане выдает чудной глитчевый рисунок, ни разу, вообще-то, не повторяющийся. «Не знаю, такт, что ли, пропусти», — советует в ответ эмси и дальше гонит типичную для английских эмси пургу. Зато потом — потом уже вступают типичные барочные скрипки, ловко вписываются в бит, уходят, возвращаются и нанизываются на прыгучий бас, а эмси внезапно начинает сыпать терминами: «пиццикато», «рубато», «легато», «стаккато» и прочими «то». Это — манифест лондонского квартета, подружившего барокко (причем исконное, а не современные поп-вариации на тему) с хаусом так, что получилась совершенно естественная, невымученная и непарадоксальная музыка. Они, в общем, как музыкальные прерафаэлиты, тоже строящие мостик между современностью и доклассическим периодом.

Занятно, что идея «Mozart’s House» родилась в Москве: «Грейс училась игре на виолончели в консерватории имени Чайковского, Джек — на оператора во ВГИКе. Мы жили на Ленинском проспекте, рядом с метро, а прямо под окнами была палатка, из которой все время играл русский хаус. Это нас и вдохновило». Действительно, Москва со всей ее страстью к неместной аутентичности уже давно начала воплощать какую-то новую странную реальность. Видимо, только в силу привычки сложно осознавать, насколько сюрреалистично выглядит, скажем, Никитский бульвар, когда на нем половина домов середины XIX — начала XX века обиты дешевой фанерой «под Париж», а из окон доносится фанки-хаус. Clean Bandit просто первыми додумались отрефлексировать этот беспорядочно-аутентичный временной коллапс в музыкальной форме. И в визуальной тоже — клип на «Mozart’s House» наполовину был снят здесь же. «Вокалист, его зовут Ссегава, тогда приехал, чтобы отыграть с нами в каком-нибудь клубе, но оказалось, что все промоутеры сбежали из города — было лето 2010-го, жара, смог. Мы и решили, что раз выступить не выйдет, хоть клип снимем, а ВГИКовские операторы Анна Патаракина и Дарья Новицкая нам помогли».

Тот самый клип на «Mozart's House»

Можно сказать, что все это от большого ума. Джек, отвечающий за электронную часть Clean Bandit, познакомился с играющими на струнных Грейс и Миланом во время обучения в кембриджском Колледже Иисуса, среди выпускников которого, например, писатель Ник Хорнби и основатель Factory Records Тони Уилсон. Ссегава тогда учился в самом Кембриджском университете и получал степень магистра по прикладной химии — а уже по возвращении из Москвы продолжил обучение на доктора наук и был признан самым талантливым черным студентом всей Великобритании (и теперь в группе уже не состоит). Это все объясняет эрудированность и подкованность музыкантов по классической части, ну а там, где хаус, — это, видимо, просто молодость и жизнь в современном мире, где грани между одним и другим совсем уже размыты. «Для нас нет таких понятий как «музыка улиц», — объясняют сами музыканты, — есть просто музыка. Образование и экономическое состояние музыкантов и композиторов нас особо не заботит, больше мы заинтересованы в их мелодиях, ритмах и прическах».

Когда Clean Bandit вернулись из Москвы, где из-за смога и духоты они так ни разу и не сыграли, они тут же были подобраны мейджором Warner. Первые два сингла — «A+E» и «UK Shanty» — едва ли можно назвать успешными: один попал на сотую строчку чартов, второй и вовсе мимо них пролетел. Только потом уже была выпущена «Mozart’s House» на пару с тем самым клипом — и тогда уже случилось попадание в двадцатку и полтора миллиона просмотров на YouTube.

Последний на данный момент сингл — «Dust Clears»

Пусть «Mozart’s House» на данный момент и единственный настоящий хит группы, в действительности он — только начало, заявка на то, что Clean Bandit могут на самом деле. Встраивание живых скрипок и клавиш в хардкор-континуум — лишь техническая сторона дела, которое в том, чтобы показать, как в принципе жизнь меняется в мире новых технологий: «Это большая и очень важная для нас тема, которая с каждым днем становится все острее и интереснее. Скоро же у нас у всех USB-кабели будут прямо из черепов торчать (вот тогда, кстати, мы и сможем по-настоящему хорошую музыку сочинять)». Выстроенные в один ряд хаус и барокко в песнях соседствуют с текстами про мобильные телефоны и человеческие отношения — и смысл, в общем, в том, что и в первом, и во втором сочетании нет ничего необычного. Встроенные в бит скромные мальчишечьи и девичьи голоса раньше вызывали эффект отчужденности, но у Clean Bandit ровно наоборот — напоминают о том, что технологии и реальная жизнь теперь неотделимы, и это не повод отказываться от того или иного. И так группа нашла способ по-новому рассказывать о каких-то совсем простых, избитых, но вечных вещах. Про то, как это страшно, когда двое сосуществуют, а потом вдруг становятся друг другу чужими, — через сообщения на автоответчике в «Telephone Banking». О том, как важно не погружаться в собственное одиночество и бесконечное самокопание, — через бодрый девичий возглас «Пора б уже понять-нять-нять, что ты в полной жопе» в «Dust Clears», внезапно перебивающий тягучую муть на пару с веселым и прыгучим битом. О том, что раньше всегда было лучше, — рифмуя Рианну и «Нирвану» в едином ностальгическом ключе в «Rihanna».

Исполненная на BBC Radio 1 «Birch» дает хорошее представление о том, как все это выглядит живьем

Последнее — как раз та причина, почему за Clean Bandit действительно стоит следить. Сейчас группа только вернулась из своего первого тура, где они поддерживали уже состоявшихся звезд Disclosure (причем действительно живьем — со скрипкой, виолончелью и наполовину живыми ударными), в ноябре выходит очередной, пока безымянный сингл, а к 2014 году, когда группа дорастет до альбома, возможно, уже появятся первые USB-кабели для голов, и поводов для обсуждения станет больше.

P.S. Плейлист Clean Bandit для «Афиши»

По просьбе редакции виолончелистка Clean Bandit Грейс Чатто выбрала пять любимых скрипичных произведений эпохи барокко (и все они оказались авторства Иоганна Себастьяна Баха)

Ошибка в тексте
Отправить