перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Журналисты, писатели и политологи о ситуации с Крымом, национализме и шизофрении

Люди

«Город» собрал 20 высказываний московских журналистов, политологов, писателей и поэтов на главную тему недели — о возможной войне с Крымом, псевдопатриотах и Владимире Путине.

О шизофрении

Станислав Белковский Станислав Белковский политолог

«Я только что прибыл с совещания Института судебной психиатрии им. Сербского, где мы с коллегами провели оценку происходящих событий. Мы поставили Владимиру Путину диагноз — гипертоксическая шизофрения. По психотипу он параноик, человек оборонительного сознания. Но под влиянием внешних сложных событий параноик может стать шизофреником. Путин действительно решил, что он великий человек и может вершить судьбу истории. Он неглупый, в человеческом плане я его уважаю, и больше меня его, наверное, не уважает никто. Но внешний импульс оказал на психику этого человека неизгладимое впечатление. Как говорилось в песне группы «Ноль», «человеку бедному мозг больной свело». Этим переломным событием была сочинская Олимпиада. Путин настолько верил и ждал, что стадион «Фишт» обрушится во время церемонии открытия или закрытия — или что Россия проиграет Олимпиаду, что когда этого не случилось, он решил, что способен на все. В психиатрической литературе этот феномен описан как кесарево безумие: когда человека ничто не ограничивает, он перестает отдавать себе отчет в том, что он делает». «Сноб»

О псевдопатриотах

Юрий Шевчук Юрий Шевчук музыкант

«Успокойтесь, бесы, долбаные кабинетные и кухонные псевдопатриоты, воинствующие радикалы с обеих сторон, которым ввод войск окончательно развяжет руки. Опять кровушки братской захотели, этой виагры, чтобы и дальше у вас все стояло… Если будет, не дай бог, война в 2014-м и потекут по венам России и Украины двухсотые, то в 2017-м будет уже другая революция, и мы получим уже окончательный всеобщий кирдык.

Где политика?! Где вагоны переговорщиков? Где народная дипломатия? Где посол? Почему наши «умные, смелые, радеющие за русский народ депутаты» не приехали на Майдан, в Раду, уже в декабре прошлого года, бесстрашно не высказались, не спели свои куплеты… Олимпиада… А теперь, как обычно, прикрываются войсками, пацанами, кровью.

Мы — люди Украины и России — родня. Каждому из нас просто необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить братоубийственной бойни. Иначе победит бесчеловечность». «Эхо Москвы»

О Путине

Григорий Ревзин Григорий Ревзин архитектурный критик

«Два года Владимир Путин объяснял стране, что мы сильные, успешные, уверенные в себе, мы противостоим Западу, мы — единственный оплот нормального мира, а там двойные стандарты, агрессоры, гомосексуалисты, люди, желающие пересмотреть результаты Второй мировой войны и выступающие за расчленение детей на органы. Эти люди захватывали Украину под фашистскими знаменами Бандеры, захватывали, захватывали — и захватили.

Вы правда думаете, что он сейчас может резко нажать на тормоза? Начать с другом Обамой и другом Кэмероном при посредничестве друга Олланда и подруги Меркель за столом переговоров мирно решать вопрос об умиротворении Украины в духе Будапештского договора о ее территориальной целостности, подписанного в проклятые 1990-е? Как вы думаете, сколько времени после этого продержится «путинское большинство»? Я думаю, за три месяца от его рейтинга ничего не останется. Может, и ошибаюсь — у нас специфический электорат». Lenta.ru

Об индивидуализме

Надежда Толоконникова Надежда Толоконникова участница группы Pussy Riot

«Когда я вижу такие новости — «Совет Федерации единогласно одобрил использование войск на территории Украины» — я хочу, хочу выйти на агору.

Я хочу выбежать на улицу и встретить там людей, вместе с которыми я решу, как действовать в создавшейся кризисной обстановке.

Вот это интересно — в Украине идут митинги за, митинги против, митинги, в общем. А в России все как умерли. Умерли в гибельном своем индивидуализме. Ребят, мы с Украиной воевать собираемся, ниче? Все ок? Все согласны?» Пост в фейсбуке

О гопниках

Андрей Лошак Андрей Лошак журналист

«90% россиян, согласно недавнему опросу, считают, что «Беркут» действовал правильно, а 30% — что недостаточно жестко. То есть жалеют, что Янукович оказался без яиц и не утопил Майдан в крови. Конечно, с такой поддержкой Путин почувствовал себя Палпатином (Полпотиным?), готовым к распространению нового порядка. Что происходит с распоясавшимся гопником, если ему никто не решается дать по морде? Он окончательно … [наглеет] и лезет драться. Поэтому война для страны, которой правит … [обнаглевший] гопник, неизбежна. Кучка жалких джедаев остановить его не может — у них нет на это ни сил, ни достаточного запаса времени. Слишком много говна вокруг — нужен Геракл, чтобы справиться с этими авгиевыми конюшнями. Между тем, процесс … [обнагления] гопника развивается рекордными темпами. Быстрее, наверное, только рубль падает. Привести в чувство гопника может одно — хотелось бы написать по-христиански, что это любовь, но, к сожалению, наоборот — хороший удар по … [лицу]. Вряд ли это будут украинские резервисты. И точно не внутренняя оппозиция. Но вот войска НАТО… В общем, я на месте каких-нибудь пока еще вменяемых людей вокруг Путина, не желающих кровопролития, подложил бы ему на стол «Севастопольские рассказы». Пусть почитает. Сильная вещь. Хотя без удара по … [лицу], боюсь, уже не обойдется». Пост в фейсбуке

О Северной Корее

Иван Давыдов Иван Давыдов заместитель главного редактора Slon.ru

«Всех, кто ликует, хочу спросить — а чему вы все-таки больше радуетесь? Тому, сколько убьют на Украине русских и украинцев? Тому, что в случае успеха, скажем так, миротворческой операции, из бюджета России придется кормить еще несколько депрессивных регионов, забрав деньги у наших, очевидно, зажиревших сограждан? Или все-таки тому, что нас — всех нас, а не какого-то там Путина — просто перестанут пускать в Европу? Или тому, что наша с вами — наша с вами, а не какого-то там Путина — страна станет для остального мира чем-то вроде гигантской Северной Кореи?

Может быть, тому, что половина жителей соседней страны будет ненавидеть всех нас, а не только какого-то там Путина, осознанно и обоснованно?

Что лично для вас важнее в грандиозном геополитическом успехе России? Просто интересно». Пост в фейсбуке

О ватниках

Александр Уржанов Александр Уржанов журналист

«Обычно за слова и дела не приходится платить сразу — и это очень сильно мешает оценить, сколько они на самом деле стоят. Сегодня списание происходит мгновенно, по факту. За пару часов «ватники», вышедшие покричать за войнушку, потеряли примерно 8% всего, что у них было (кроме недвижимости). Средняя зарплата в Москве еще вчера составляла 1080 евро, по сегодняшнему курсу — почти ровно 1000. Платят за путинги обычно рублей по пятьсот.

Жалко, что никто из них не считает этот баланс прямо так: «Вот сейчас я достаю из кармана несколько косарей, беру зажигалку, сжигаю» — это бы, наверное, многих отрезвило. Потому что, когда дело дойдет не до каких-то там денег, а до крови, — платить тоже придется сразу». Пост в фейсбуке

О позоре

Алексей Цветков Алексей Цветков поэт

«Выбор, который сегодня стоит перед каждым из нас, не должен зависеть от наших политических пристрастий, мы не обязаны поддерживать Майдан, а тем более украинских экстремистов, чтобы понять, что совершается преступление. Место совести — всегда на стороне жертвы. Российские СМИ месяцами изливали на свою аудиторию водопады лжи, в то время как у многих просто не было способа проверить. Но время проверки миновало, война объявлена. В российский календарь вписана несмываемая дата позора». Colta.ru

О братских народах

Патриарх Кирилл Патриарх Кирилл

«Отвечая на Ваше обращение, дорогой Владыка, заверяю Вас и нашу украинскую паству в том, что сделаю все возможное, чтобы убедить всех тех, в чьих руках находится власть, что нельзя допустить гибели мирных людей на дорогой для моего сердца земле Украины.

Кровь наших собратьев, пролитая в Киеве и других городах Украины, это плод ненависти, которую участники противостояния с разных сторон позволили врагу рода человеческого взрастить в своих сердцах. Пусть Господь остановит любую руку, поднятую с намерением причинить боль и страдания, и благословит тех, кто отстаивает мир. Да не допустит Он, Всемилостивый Отец наш, чтобы брат пошел на брата, чтобы продолжилось насилие, чтобы подвергались поруганию святыни. Да не будет больше жертв на украинской земле. Вознесем об этом общую горячую молитву.

Никто из живущих сейчас на Украине не должен чувствовать себя чужим в своем родном доме, на каком бы языке он ни говорил. Нельзя допустить дальнейшей поляризации общества, роста насилия против мирных граждан, необходимо всему населению гарантировать реализацию его прав и свобод, включая право на участие в принятии судьбоносных решений. Те, в чьих руках находится власть, обязаны не допустить насилия и беззакония. Украинский народ должен сам, без внешнего воздействия, определять свое будущее». Обращение к главе Украинской православной церкви митрополиту Онуфрию

О национализме и успехе

Николай Кононов Николай Кононов главный редактор издания Hopes & Fears

«В день всеобщего прощения я желаю сдохнуть национализму.

Национализм — это древняя, животная, племенная карта, которую разыгрывают политики, когда разыгрывать больше нечего.

В России они не смогли предложить идею, объединяющую нацию. Они и не старались. Поощряли воровство и низкопоклонство. Неоткуда взяться прорыву — чтобы изобрести великое, требуется высокий уровень внутренней свободы.

Поэтому — национализм. «Галичина», «бандеровцы», «татары всегда нас гнобили», «мы русские-е-е-е» и спекуляции на бытовых представлениях о кровно-родственных чувствах.

Государственник спросит: критиковать все умеют, а что предложите?

Очевидно: личный успех. Быть успешным. Это сильнейший мотив, работающий для всех, даже для чиновников — при условии правильно выстроенной системы поощрений.

Я много лет езжу по стране и вижу лишь одну силу, вытаскивающую людей из дерьма, — предпринимательство. В широком смысле — от обещания себе выстроить карьеру и разбогатеть до самореализации, не важно в чем. 

Для огромной нации работают простые, привязанные к личному благосостоянию вещи. И успех — самая очевидная». Пост в фейсбуке

О правилах жизни в полицейском государстве

Борис Акунин Борис Акунин писатель

«1. Нужно прекратить все внутренние ссоры по поводу того, кто из нас чище и беззаветнее. Мир становится совсем уж черно-белым. Теперь главное — поддерживать друг друга, помогать друг другу. Нужно быть не порознь, а вместе. Давайте перестанем цепляться и придираться к своим. Оставим эту радость на более расслабленные времена. (Все-таки никто, кроме Путина, не способен сплотить оппозицию. Когда-нибудь ему за это, как он выражается, скощуха будет).

2. Мне кажется, следует на время отказаться от уличных акций — до тех пор, пока на улицы не окажутся готовы выйти сотни тысяч. Сегодня «народные сходы» и пикеты — это игра в поддавки, ставящая под удар самых активных, смелых оппозиционеров и облегчающая работу хватательно-карательным органам.

3. Это вовсе не означает прекращения борьбы с коррумпированным режимом. Просто нужно быть умнее его. <…>

4. Повторю то, что говорил на митинге 13 мая 2013 года, только уже без сослагательности («Если Россия превратится в полицейское государство…»). Все, уже превратилась. Даже в глазах такого центриста, как я. <…>

5. И самое главное правило: будем мужественными. Настают трудные времена, и нужно не потерять себя». Пост в фейсбуке

О наших и не наших

Альфред Кох Альфред Кох политик, медиаменеджер, писатель

«В России сейчас патриотический угар… Все хотят Крыма… Что каждый конкретный россиянин выиграет, если Крым будет платить налоги Москве, а не Киеву и слушать московских, а не киевских начальников? Вот что? Ничего!

Тогда что значит: Крым наш/не наш? Что такое наше? Да у нас уже Россия не наша, а их, кремлевских… А они, кремлевские пацаны, уж точно не наши. Они сами себя выбрали, сами себе только и позволяют говорить, сами себе наши деньги платят…

Это мы — ихние. Они с нами чего хотят — то и воротят. А мы и сделать ничего не можем. Хотят — сажают, хотят — выпускают…

И Крым будет их, если «бендеровские фашисты» проиграют. Но нам-то что с этого? Чего такой энтузиазм-то? Ась?» Пост в фейсбуке

О выгоде

Глеб Павловский Глеб Павловский политолог

«Главный парадокс: все выгоды от конфликта с РФ получит Украина. Включая федерализацию — реальную, о которой мы только мечтаем. Путин сейчас воюет за либерализацию и девертикализацию Украины (мощный толчок ее экономике — создаст в близком будущем нам конкурента) — под аплодисменты национал-эстетов, которые ждут не дождутся, когда президент свернет себе шею». Пост в фейсбуке

О гуннах и викингах

Александр Баунов Александр Баунов редактор Slon.ru

«Несмотря на долгую кинематографическую и газетную традицию, не надо думать, что русские рвутся воевать по любому поводу, что это такие гунны и викинги, чье любимое занятие — набег и грабеж. Даже по московскому протесту хорошо видно, что люди не настроены на насилие. Никакая серьезная война никого не делала здесь популярнее — ни Брежнева, ни Ельцина. Сплотиться против внешнего врага и его пятой колонны самое простое, но вот Путин же ровно этим и занимается — ищет и обличает внешнего врага и его пятую колонну на родине». Пост в фейсбуке

О зомби-апокалипсисе

Игорь Компаниец Игорь Компаниец старший редактор журнала Port

«Товарищи господа, все, кто что-то там одобряет, бьет пяткой или хотя бы сочувственно кивает Путину и его мужественным парням — вот лично пилите-ка в зону возможных военных действий и превращайтесь в трупы, инвалидов и т.п. Ваша тема».

«О-о-о! Если верить «Жэньминь Жибао» (а это официальный рупор китайских властей. Вестник на случай, если через МИД свою позицию озвучивать не очень с руки.), Китай не сильно против аннексии. Скорее даже за. Дальше. Сотрудникам «Беркута», решившим переехать в Россию, предоставлена возможность войти в штат войск спецназа МВД Москвы и области. Зомби–апокалипсис, ты был симпатичнее». Пост в фейсбуке

О сохранении народа

Андрей Зубов Андрей Зубов историк

«Друзья! Нам надо опомниться и остановиться. Наши политики втягивают наш народ в страшную, в ужасающую авантюру. Исторический опыт говорит, что ничего не обойдется так. Мы не должны вестись, как повелись в свое время немцы на посулы Геббельса и Гитлера. Ради мира в нашей стране, ради ее действительного возрождения, ради мира и настоящей дружественности на пространствах России исторической, разделенной ныне на многие государства, скажем «нет» этой безумной и, главное, совершенно ненужной агрессии.

Мы потеряли столько жизней в ХХ веке, что единственно верным нашим принципом должен быть принцип, провозглашенный великим Солженицыным: сохранение народа. Сохранение народа, а не собирание земель. Земли собираются только кровью и слезами.

Ни крови, ни слез нам больше не надо!» «Ведомости»

О войне с Западом

Андрей Морозов Андрей Морозов политолог

«Теперь нам придется долго жить в атмосфере уже не риторической, а реальной «священной войны с Западом», в последней «цивилизационной схватке». Триумф партии «священной войны с Западом» переведет Россию из разряда трудных, но уважаемых партнеров в разряд трудных и неуважаемых.

Милитаризм, поиск внутренних врагов, борьба с «предателями», массированная пропаганда — вот наше обозримое будущее.

Российское государство переродилось окончательно. Об этом свидетельствует радостное единодушие политического класса России по вопросу о вторжении в Украину». «Русский журнал»

О фашизме в России

Дмитрий Чернышев Дмитрий Чернышев блогер

«Вы думаете, что таким образом освободите Крым от фашизма? Нет. Так фашизм окажется в России. Потому что это только начало. А знаете, что будет дальше? Дальше будут передачи по центральному телевидению про зверства украинских карателей. Про махновцев. Про бандеровцев. Платные сатирики будут придумывать анекдоты про сало. Про хохлов тонко пошутит Ваня Ургант и толсто пошутят в КВН. Малахов сделает передачу про то, как унижают русских во Львове. В газетах будут печатать письма простых комбайнеров с просьбой дать отпор и поставить на место. Украинских гастарбайтеров начнут выгонять из России.

А потом будет теракт, устроенный известно кем и понятно на чьи деньги. Рухнет рубль. По телевизору объяснят, что это происки Запада, который нас боится. На улицах появятся казачьи патрули. Объявят дополнительный призыв. Патриотично настроенные девушки будут плевать в лицо мужчинам призывного возраста: как вы смеете в такое время оставаться в тылу? В войсках начнутся ежедневные молебны. Любая критика власти станет приравниваться к предательству. Начнутся облавы на инакомыслящих. Будет переписан учебник истории. Начнутся показательные процессы. Начнется гиперинфляция. Из магазинов начнут исчезать продукты». ЖЖ

О людях на улице

Филипп Дзядко Филипп Дзядко журналист

«Мы родились в стране, в которой за одну (!) неделю люди вынуждены как минимум дважды выходить на улицу, чтобы сказать «нет», «я против», «мне стыдно», «остановитесь». По разным поводам — про внутреннюю политику, защищая невиновных, и теперь — про внешнюю, защищая мир.

Мне стыдно за мою страну.

Одним словом.

Война». Пост в фейсбуке

О промокашке

Андрей Бабицкий Андрей Бабицкий журналист

«Вот еще что особенно мне кажется унизительным в этой подвешенной войне — Путин просил на нее ритуального разрешения у Совета Федерации, то есть на самом деле у собственной промокашки. В каждом из задержанных вчера на Знаменке и Манежной, в каждом жителе Крыма в три раза больше человеческой воли и собственного разума, чем во всех нынешних сенаторах вместе взятых. И 15 минут, потраченные на принятие решения, определяющего судьбы двухсот миллионов человек, — лучшая тому мера. Ни один не нашел в себе сил прийти и проголосовать против. Украина, может быть, расколота, но уже поэтому застрахована от такого позора». Пост в фейсбуке

О русской идентичности

Борис Акимов Борис Акимов совладелец «Лавки»

«Ленинопад и противостояние ему — это очень хорошая иллюстрация того, в каком состоянии находится «русская идея», или русская идентичность, или как хотите ее назовите. Для украинской идентичности очень понятная история — сбросить истукана, который творил беспредел, и к тому же он «москаль». И вот тут в противостоянии этому желанию появляется русская идентичность в ее нынешнем виде. Показывают толпу, которая защищает Ильича, кажется, в Харькове. Мужчина лет 40 говорит: «Я вообще-то монархист, но тут я защищаю русских». Какой же этот человек испытывает когнитивный диссонанс, когда защищает памятник человеку, который уничтожил ту страну, которая этому самому человеку дороже всего. 

Вот в этом весь ужас ситуации. Ленин, монархия, Путин, либеральная демократия, свобода, СССР, русская культура и прочее — все смешалась в разнообразных комбинациях в головах моих соотечественников, но ни в одной голове любая из этих комбинаций не породит позитивной внятной и понятной самим себе или окружающему миру идентичности. <…> Мы можем захватить пол-Украины или развалиться на части. Короновать Путина или выбрать Навального президентом свободной Московии — ничего не спасет. Все это временно. <…> Только решение фундаментального вопроса идентичности — с Крымом или без него — даст возможность качественно изменить ход русской истории». Пост в фейсбуке

Ошибка в тексте
Отправить