перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Внутренняя эмиграция

«Грибы сами говорят, где они»: грибники отвечают на вопросы

Люди

Плащи Muji, походные брюки Fjällräven, ножи для подрезания ножки Opinel — этот арсенал пригодится осенью, когда вы отправитесь за грибами. С каждый годом в подмосковные леса выходит все больше модников, для которых собирание грибов — это красивая медитация. «Город» поговорил с грибниками.

Когда вы начали собирать грибы?

Лиза Кипиани, 27 лет, PR-директор Cinemotion: «Я начала собирать грибы с детства, лет с пяти-шести».

Алексей Митрушин, 39 лет, работает в продажах: «Первый гриб я нашел в детском саду за верандой. В пионерлагере мы с друзьями пытались съесть сыроежки, логично рассудив, что название-то неспроста».

Мария Ежова, 34 года, дизайнер: «На первом курсе института».

Галина Лаврова, 61 год, начальник отдела озеленения в Юго-Восточном округе: «С самого детства, лет с пяти! Всю жизнь увлекаюсь грибами!»

Мария Трошина, 44 года, госслужащий: «С самого раннего детства, с одного года, как только на ноги встала, стала собирать».

Константин Старцев, 36 лет, генеральный директор и сооснователь General Booking Agency: «Лет с восьми выезжали с отцом в леса и болота Подмосковья».

Ольга Ежова, 34 года, художник: «С детства; точно помню, что еще дошкольником».

Илья Казаринов, 33 года, редактор в спортивном журнале: «Родители приучили с детства, сколько себя помню, всегда обожал собирать грибы».

Екатерина Кейльман, 26 лет, концертный промоутер в Tele Club: «Собирательством грибов меня увлек папа в раннем детстве, это был познавательный семейный досуг на даче. Мне кажется, что мой первый поход за грибами был еще и в дошкольном возрасте».

Куда вы ездите собирать грибы сейчас?

Кипиани: «Сейчас мы ездим в прекрасные леса под городом Угличем, там жители окрестных деревень и отдыхающие москвичи ведут целые сражения по поиску грибов. У некоторых есть тайные агенты, все стараются не выдавать лакомые места и прикрывают улов платочком».

Дарья Евсеева, 23 года, музыкальный менеджер: «Марий Эл, заповедник «Марий Чодра», Татарстан».

Ежова: «В подмосковные леса. Потому что подмосковные грибы — самые жесткие».

Лаврова: «Раньше мы ездили под Шатуру, а сейчас я постоянно хожу в наш Кусковский лесопарк. Там очень много белых грибов, подберезовиков, в прошлом году было очень много опят. А еще есть молоканки и свинушки. А вот подосиновиков нет, хотя раньше, лет 20 назад, здесь их было очень много».

Трошина: «В Домодедово езжу собирать».

Старцев: «В основном в среднюю полосу; в ельники и смешанные леса».

Казаринов: «Так как я сейчас живу в Питере, то езжу в Ленобласть. Как правило, на Карельский перешеек (под Выборг, Приморск или Приозерск). Иногда на юг области под Лугу».

Кейльман: «За грибами до сих пор хожу с папой в районе дачи, это 100 километров от Екатеринбурга. В основном это осиновые или смешанные леса, зависит от сезона грибов».

Фотография: Виктор Коханюков / «Большой город»

Сколько времени уходит на один поход за грибами?

Митрушин: «Зависит от настроения компании, количества грибов и погодных условий. При хороших раскладах и перерывах на перекус можно посвятить хоть весь день. Если не фартит — после часа пинания поганок все сами возвращаются к машинам-палаткам-подругам».

Лаврова: «Да здесь (в Кусковском парке. — Прим. ред.) косой их косить можно! Тут сотни их! Молоканок и свинушек — пруд приди! За десять минут можно набрать две огромные сумки».

Трошина : «От трех до шести часов».

Кейльман: «Не очень много, мы хорошо знаем места, так как выбираемся на грибные прогулки уже 20 лет, поэтому если сейчас время лисичек, то точно знаем, куда идти, буквально до конкретного пенька».

Сбор грибов — для вас это азарт или отдых?

Кипиани: «Для меня — всегда азарт. Вы вдыхаете чистейший воздух, глаз радуется любым природным казусам и красотам, будь то листва, кусты дикой малины, черника или следы лосей и кабанов, комары, мох, болотца и карьеры…»

Митрушин: «Опять же зависит от ситуации: за приятной болтовней, при нежаркой погоде и в меру проходимой местности лучшего антидепрессанта трудно сыскать. В то же время когда напал на полянку и «косишь» одного за другим, то чувствуешь себя девочкой из «Дудочки и кувшинчика», если кто еще помнит такой мультфильм по сказке Катаева».

Евсеева: «И то и другое, но скорее это медитация, переходящая в азарт. Когда нарываешься на поляну груздей или огромный пенек опят, что часто в Московской области, тут приходит азарт и жадность».

Лаврова: «Я просто люблю ходить по лесу, у меня нет азартного настроения касательно сбора грибов. Мне интересно их собирать, готовить и есть их я не люблю — отдаю собранные грибы подруге».

Трошина: «Для меня это кайф. Это и умиротворенное состояние, и азарт одновременно. Грибов не должно быть очень много, потому что если их очень много, то пропадает кайф от самого поиска».

Казаринов: «Азарт, конечно, присутствует, но все-таки поездка в лес — в первую очередь расслабление и возможность отключиться от городской суеты».

Кейльман: «Поход за грибами — это чистой воды медитация и повод насладиться природой, хотя бывают и очень азартные моменты, например, когда ищешь грузди или белые грибы. Они растут семьями, и, найдя один старый гриб, нужно вокруг него ходить по спирали, чтобы найти остальные, которые только взошли».

Фотография: Виктор Коханюков / «Большой город»

В какой день недели и время лучше всего собирать грибы?

Митрушин: «Однозначно в будни; по мнению грибофилов, идеальны среда-четверг. После выходных новые уже подросли, а «грабители караванов» еще не начали «набегать».

Евсеева: «Утро вторника, но такое редко возможно, поэтому я довольствуюсь воскресеньем».

Ежова: «Лучше всего с утра, наверное. Но вообще они сами к тебе приходят. Я, когда поехала в первый раз, мне казалось полным бредом, что грибы разговаривают, сами говорят, где они. Ну а на поляну приехав, я поняла, что это так. Грибы приходят к человеку ровно в том количестве, которое ему нужно».

Лаврова: «Вторник, среда, четверг».

Ежова: «Выходить на грибную охоту нужно непременно утром, кутаясь в нежные туманы. Такая таинственность — непременно хороший знак. Правда, бессмысленный».

Грибы — это только осень?

Кипиани: «Заядлые грибники начинают свои походы еще в июле — обычно благородных белых, подосиновиков и подберезовиков в это время еще не так много, но многие довольствуются лисичками и сыроежками, потому как тут важен не результат, а, главное, процесс. А вот в августе и ранней осенью при условии хороших дождей в лесу полно грибов! Особенно много опят».

Митрушин: «Весной — строчки и сморчки, летом лучше чайного гриба ничего не придумаешь. Осенью какие на рынке грибы видишь — значит, эти и надо собирать. Зимой — только шампиньоны в супермаркете, пожалуй».

Евсеева

«Опята лесные — конец августа, белые — весь сентябрь, луговые опята — с мая по июль, сморчки и строчки — хоть в мае».

Ежова: «Грибы появляются в конце лета, в начале осени, когда сыро, когда у них есть вода. Вообще, по зову сердца надо идти. Я не то чтобы в один день взяла и решила — пойду собирать грибы. Я познакомилась с людьми, которые этим занимаются. Это было такое сообщество людей, которые относились к грибам как к некоей магии, понятной кругу посвященных. Просто случайный человек с ними не поедет. У них есть убеждение, что человек должен быть хорошим. К хорошим людям грибы добры, а к злым людям грибы очень злы. C этими людьми, которые состоят в этом грибном сообществе, однажды пошел случайный человек. Он поел грибов, потом случайно сел в электричку и приехал только через год. И где он был, он никому не рассказывал. Пропал просто на год — и все».

Лаврова: «Лучше начинать в конце июня, потому что в мае только весенние опята — и их очень мало. Бывают, правда, в мае шампиньоны. Опят много осенью, в сентябре. Так что лучшее время для сбора грибов — июль, август, сентябрь».

Старцев: «Все зависит от осадков и леса. Скорее важно чувствовать приближающиеся «волны» тех или иных видов грибов. И еще надо поймать грибной момент».

Ежова: «Апрель, май — сморчок, строчок; июль — белый гриб, подберезовик, сыроежка (но не ежегодно, плодоносящий на грибы июль не так част); август, сентябрь — весь основной набор грибов: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, волнушка, лисичка, груздь, подореховик, масленок, свинушка, опята и другие; октябрь, если теплый, также плодовит тем же набором, но уже не так интенсивен. Самые активные месяцы для сбора грибов — август и сентябрь».

Казаринов: «Сезонность грибов зачастую зависит от года. Есть, конечно, сугубо весенние виды — например, сморчки, которые растут только в мае. А белые, подосиновики, лисички и многие другие грибы, в общем-то, все лето и до октября бывают — зависит от погодных условий. Как правило, основные слои приходятся на середину-конец августа и первую половину сентября, но бывают и исключения».

Фотография: Виктор Коханюков / «Большой город»

Ваши любимые грибы?

Кипиани: «Я больше всего люблю белые грибы, подосиновики и подберезовики».

Митрушин: «Маринованные белые от мамы, строчки и сморчки в сметане с луком».

Лаврова: «Молоканки. Есть один очень интересный гриб в лесу — дождевик, он такой желтоватый. Главное его достоинство — это природный антисептик. Если вы поранились, надо разломить этот гриб и приложить к ране, это как пластырь будет, потому что дождевик внутри стерильный. Дождевичок — самый лучший спасатель. Есть еще интересный гриб-зонтик. Он используется для отучения от алкогольной зависимости — он не совместим с алкоголем. Надо этим грибом человека накормить, у него будет сильное отравление, и после такого он уже больше не захочет пить никогда».

Трошина: «Подосиновик и осенние опята. Подосиновик очень красивый гриб, оранжевый такой. А осенние опята можно находить прямо целыми кучами: наткнешься на пень, усыпанный ими, — и вот у тебя уже полкорзинки собралось».

Что вы делаете из грибов?

Кипиани: «Вкуснейший супчик, маринованные или соленые грибочки! А еще что может быть лучше обжаренных сезонных лисичек в сливках или сметане с луком! Я только однажды собирала лесные шампиньоны, это было в Подмосковье, и помню, что это трудные грибы, потому что они мелкие, их сложно чистить, и ты всегда разочарован, когда на сковородке вместо килограмма оказывается ужаренная масса в 450 грамм. Грибы можно сушить и отваривать до полуготовности, класть в морозилку и всю зиму ими питаться — жарить их или класть в суп».

Митрушин: «Больше всего предпочитаю делать из них фотографии».

Лаврова: «Я их солю. Причем таким способом, которым никто не солит. Они получаются несолеными; и из литровой банки получается три литровых — то есть я просто их уплотняю, часами».

Трошина: «Грибной суп — это мое любимое блюдо. Еще делаю жареные и отварные грибы, с картошечкой очень хорошо. Мы запасаем грибы летом, а потом едим всю зиму».

Ежова: «Убийственное варево для друзей. А вообще предпочитаю супы».

Кейльман: «Люблю готовить пасту с лисичками и грибницу».

Фотография: Виктор Коханюков / «Большой город»

Можно ли выжить в лесу, питаясь одними грибами?

Кипиани: «Грибы — сытная и тяжелая пища, насыщенная белками и углеводами, не уверена, что это полезно, питаться только грибами».

Митрушин: «Если предположить, что их удалось заготовить на весь год путем сушки-засолки-заморозки, теоретически, полагаю, можно. Сам проверять бы не стал».

Лаврова : «Какое-то время да, конечно. Только их жарить надо на чем-то. Сырыми только сыроежки можно есть. Хотя опенок вот тоже сырым можно съесть. Моя сестра как-то даже белый гриб сырым съела. Она маленькой тогда была, ей дали понести гриб, а она его съела — ничего дурного с ней не случилось, только на пользу пошло».

Старцев: «Если там жить, то да».

Ежова: «Как Мересьев? Не знаю. Сырыми точно не прокормишься, умрешь быстрее от отравления».

Вы когда-нибудь травились грибами?

Евсеева: «Никогда! Ни я, ни моя семья, мы же потомственные грибники!»

Ежова: «Нет, никогда не травилась. Они почему-то ко мне добры. После первого приема грибов я даже бросила курить, вообще не принимала алкоголь. Мне это было все не нужно. Грибы мне сообщили, что мир прекрасен. Это знание оставалось со мной еще очень долго».

Лаврова: «Никогда! Отравиться ими невозможно! Это полная ерунда, что грибы там что-то накапливают».

Старцев: «Смотря что считать отравлением».

Кейльман: «Нет, я очень боюсь этого и никогда не стану брать гриб, если не уверена на 100%, что он съедобен, так что пока мои грибные походы были весьма удачными».

Ошибка в тексте
Отправить