перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Будущее Триумфальной

«Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов и другие о реконструкции

Перемены

Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.

Победитель: немецкое бюро Strauma

На счету бюро Strauma, базирующегося в Берлине, парки, площади и общественные пространства Мюнхена, Гамбурга, Дюссельдорфа и других немецких городов — в также территория вокруг элитного жилого комплекса «Королевские сады» в Сочи, мастер-план стадиона «Динамо» в Москве и новый футбольный стадион в Киеве. На Триумфальной площади, перед зданием гостиницы «Пекин», они предлагают высадить в море каменной плитки (куда без нее) небольшую, но густую рощицу — согласно задумке, кроны деревьев будут сходиться, как крыша. В саду собираются сделать «водный стол» (нечто вроде маленького бассейна), открыть кафе, книжную лавку и информационный пункт для туристов. Предполагается, что рощица эта — фантом театра «Современник», который находился перед гостиницей до 1974 года.

Площадь предлагают замостить недешевым природным камнем и сделать для нее «рамку» из каменных скамеек, все это будет ярко подсвечиваться. Маяковского поставят на пьедестал. Неподалеку от него хотят установить фонтан «Облако», из которого вместо воды время от времени станет вырываться пар. Они же предлагают на площади, ближе к Министерству экономического развития, поставить прозрачный павильон, а в нем разместить кафе и выставочные пространства. Также проект подразумевает подземную парковку под рощей и закрытие автомобильного съезда с Садового кольца на Тверскую, еще архитекторы предлагают во второй очереди работ накрыть тоннель под площадью.

Другие финалисты

Бюро Wowhaus, ответственное за Крымскую набережную, половину парка Горького, будущее кинотеатра «Художественный» и другие знаковые места Москвы и удивительным образом занявшее не первое место, предложило более радикальный вариант. Они хотят немного приподнять площадь и замостить ее красным камнем, сделать там перепад рельефа, установить скамьи с пилонами, на которых будут транслироваться стихи Маяковского, поставить кафе и высадить дееревья. Перед гостиницей «Пекин» они тоже предлагают сделать подземную парковку, а также сузить на одну полосу проезд по Триумфальной площади, ведущий на Садовое кольцо, но не закрывать его полностью.

Российское Buromoscow (Baltic Hotel в Петербурге, проект здания Porsche на МКАДе, благоустройство парка «Дубки» на Ленинградском шоссе, интерьер бара «Дорогая, я перезвоню» на Тверской-Ямской — это все их работы) предлагает сделать с Триумфальной площадью следующее: высадить сиреневый сад над подземной парковкой (тоже перед «Пекином») и огородить его, поставить на площади качели, отделить проезжую часть от пешеходной липами, каштанами и столбиками, площадь замостить гранитом. Архитекторы считают, что на площади можно будет проводить концерты и вечера поэзии, устраивать ярмарки. Пространство получится многофункциональным за счет подъемных скамеек и подиумов.

В пятерку финалистов вошли также проекты ландшафтного бюро «Мэгли» и бюро «Космос». Первые предлагают вернуть площади квадратные очертания и окружить ее тонкими колоннами, подсвечивающимися красным светом. По задумке «Космоса», площадь будет накрыта «звездным небом» — ажурными тросами со светильниками разной формы.

 Эксперты о проектах

Петр Кудрявцев Петр Кудрявцев урбанист, партнер компании Citymakers, член жюри конкурса

«Первые два проекта равнозначны: спокойные, без ярких жестов, но и без серьезных ошибок. Я из них выделил Buromoscow, потому что мне понравилась идея создания камерного огороженного сквера рядом с «Пекином» и зданием Москомархитектуры, а также интересное решение по мощению. В этом проекте удалось воплотить классические принципы, заложенные при формировании площади, и сохранить современную стилистику, хотя многие конкурсанты пытались существенно нарушить ее геометрию. Оба проекта набрали примерно одинаковое количество голосов.

Возведение любых крупных форм на площади мне кажется неуместным. Вообще, данный конкурс стоило проводить среди дизайнеров городских пространств и урбанистов, с обязательным привлечением экспертов по программированию среды. Задача была придумать жизнь и минимальными средствами сделать ее комфортной. Московские же архитекторы старались решить задачу с помощью своих обычных архитектурных инструментов: расстановкой объемов, яркими жестами, использованием сложной геометрии и цвета.

Ни один из представленных проектов не показал, каким образом площадь функционирует зимой, или, что еще интереснее, в межсезонье, когда общественные пространства в Москве пустуют. Использование воды крайне важно, однако надо всегда помнить, что работать подобные аттракционы будут не только летом.

Мне показался интересным проект «Мэгли» — смелый жест. К сожалению, сложно реализуемый и чуть помпезный, хотя в таком месте возможный. Это единственный проект, который меняет масштаб площади и заново ее организует, в чем многие увидели как раз отрицательную сторону. Мне же решение показалось интересным. Я также отметил проект «Космос» просто как концептуальную идею, очень актуальную в Москве, где постоянно темно и свет играет чуть ли не такую же важную роль в восприятии города, как и архитектура».

Максим Кац Максим Кац сооснователь фонда «Городские проекты», организатор митинга «Будущее Триумфальной площади»

«Проект симпатичный, насколько могу судить я и эксперты «Городских проектов», с которыми я говорил. Главная проблема в том, что во всем этом проекте нигде не представлен анализ ни пешеходных потоков, ни того, чем занимаются люди в этом пространстве, куда и зачем идут. Нет пешеходного перехода через Тверскую, который для этого места критически важен. Это просто красивый рисунок с симпатичным ландшафтным дизайном, с продуманной плиточкой, но у него нет ничего общего с формированием общественного пространства. На основе чего площадь разделена на несколько кластеров? Такое ощущение, что люди вообще не были на месте или, если и были, просто посмотрели один раз, глянули на карту и что-то замутили. Нужно больше времени на такие конкурсы, а не так, что немцев позвали, и все. У «Мегабудки», которая делала проект вместе с нами, как минимум изучены пешеходные потоки и движение транспорта».

Артем Укропов Артем Укропов сооснователь архитектурного бюро Megabudka, участник конкурса

«В проекте-победителе больше всего смущает циклопический павильон, который совсем затмевает площадь. Кроме него, остается только фонтан: ну фонтан и фонтан, достаточно симпатичный, но ничего сверхъестественного. В реальности, скорее всего, павильон строить не будут — слишком спорно и не очень обоснованно, — а фонтан сделают, и в результате проект потеряет свою гигантскую изюминку с колоннами и сильно упростится. Вторая очередь у этого проекта тоже спорная. Идея о переносе тоннеля, которую озвучивал главный архитектор Москвы, хороша, но при этом высаживать над ним целый лес очень сомнительно. В целом, это красиво нарисованный и не фантазийный проект, но при реализации никаких проблем не решит.

Кроме собственного проекта, наши симпатии у идеи бюро «Космос» (хороший проект, который вполне могли бы сделать какие-нибудь японцы) и бюро «Рождественка» (съезд на Тверскую решен не так, как у всех, и при этом площадь является целостной). К перекрытию съезда на Тверскую мы  относимся крайне положительно, сами такое предлагали, только еще более радикально, чем в первом проекте. Это соберет площадь.

Но самое интересное не в этом. Самое интересное, что теперь проекты будут меняться, их будут дорабатывать, и какой из проектов будет реализован и как, неизвестно. Очень хотелось бы, чтобы концепции не превратились во что-то совершенно банальное».

Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов лидер партии «Другая Россия», бессменный организатор митингов на Триумфальной площади 31 числа каждого месяца

«А что это меняет, этот проект немецкого бюро? И после того, как проект воплотят в камне и посадят деревья, будет приходить Эдуард Лимонов с товарищами или его духовные наследники, а их будут ожидать уже полицейские ограждения и полицейские Второго оперативного полка. Суть конфронтации не изменится. Не вижу ничего замечательного в том, что ландшафт на площади станет несколько иной. Полицейские ограждения поставят все на свое место, и опять будет старая добрая «Стратегия 31», захваты за шею, за руки, падение тел. Оттаскивание кричащих оппозиционеров в автозаки — короче, старая добрая Триумфальная».

Ошибка в тексте
Отправить