перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кто здесь власть

Что известно о новом руководителе Мосгорнаследия Алексее Емельянове

Перемены

2 июля у московского Департамента культурного наследия появился новый руководитель — Алексей Емельянов, который работает в структуре уже 25 лет. «Афиша» поговорила с «Архнадзором», историками архитектуры и градозащитниками о том, чего ждать от Емельянова.

Три характерных дела Алексея Емельянова

01

Спас готический домик на «Бауманской»

В 2012 году «сносная» комиссия собиралась избавиться от жилого дома на Бауманской улице, 23 (доходный дом Фролова), построенного в 1914 году по проекту Виктора Мазырина — автора особняка Арсения Морозова на Воздвиженке. На заседании Емельянов выступил против сноса, сославшись на недовольство местных жителей.

02

Не смог отстоять Круговое депо

На заседании правительства, где обсуждали снос Кругового депо Ленинградского вокзала, Емельяненко сообщил следующее: «Что касается РЖД — это организация, за которой железнодорожные перевозки. Если у них есть план, принятый в конце 90-х годов, — они по этому плану и строят. И конечно, любое вмешательство в их планы они воспринимают болезненно».

03

Сильно расширил список памятников архитектуры

При личном участии Емельянова под государственную охрану поставили более 800 объектов культурного наследия регионального значения.

Что о нем говорят

Андрей Баталов Андрей Баталов Искусствовед, специалист по древнерусской архитектуре

«Это большая радость, поскольку это один из высокопрофессиональных людей, по-настоящему знающих город и проблемы культурного наследия. Он был инициатором создания охранных зон, которые должны были охватить весь город. Та рабочая группа при комиссии градостроительного регулирования, которой он руководил, возвела множество исторических зданий, годами ждавших своей очереди, в реестр памятников. Поэтому я приветствую это решение московского правительства. Уверен, что сохранность исторического облика нашей столицы будет в надежных руках».

Дмитрий Швидковский Дмитрий Швидковский Историк архитектуры, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского архитектурного института

«Емельянов — чрезвычайно профессиональный человек. Он давно работает в Департаменте культурного наследия. При Кибовском он играл наиболее значительную роль в этом департаменте. Он заточен на охрану памятников, так что его можно только поддержать».

Константин Михайлов Константин Михайлов Координатор общественного движения «Архнадзор»

«Из тех, кто работает в Департаменте культурного наследия, он самая подходящая кандидатура на эту должность. Мы много раз общались с Емельяновым, обсуждая проблемы культурного наследия. Алексей Александрович — председатель комиссии рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности, в которую я вхожу. Часто бывает, что у нас разные мнения по проблемным вопросам. Это объяснимо: мы как общественные деятели стремимся к тому, чтобы ситуация была идеальной и действия власти соответствовали закону. Однако мы понимаем, что Департамент культурного наследия существует не в безвоздушном подписьАлексей ЕмельяновФотография: dkn.mos.ruпространстве, он встроен в четкую вертикаль органов московской власти и
вынужден исполнять команды, принимая во внимание высказывания других структур городского хозяйства. Емельянов ориентирован на контакт и совместное обсуждение проблемных ситуаций, на диалог.

Что сейчас действительно необходимо департаменту: прекратить решение проблем за закрытыми дверями. Это всегда должно быть предметом открытых обсуждений с экспертами, с представителями общественности, для того чтобы совместно находить приемлемые решения. Есть надежда, что при нем появятся площадки для этого. При его предшественнике этого не было, а раньше происходило эпизодически.

Емельянов работает в департаменте около 20 лет. Конечно, он профессионал, знает все городские памятники. Правильно, что назначили именно его и что московские власти не пошли на слияние Департамента культурного наследия с Департаментом культуры. Заявления на эту тему были сразу после ухода Кибовского. Важно сохранить Департамент культурного наследия как самостоятельный орган исполнительной власти. Этого требует и федеральный закон в его новой редакции, и логика процесса работы в городе.

Так что я могу только пожелать Алексею Александровичу успехов на этом необычайно сложном посту, на котором легко оказаться критикуемым со всех сторон и тяжело не только принять, но и привести в жизнь решения, которые позволяют сохранить историческое».

Николай Переслегин Николай Переслегин Архитектор, сооснователь бюро Kleinewelt Architekten

«Я знаю Алексея Александровича около семи лет. Он обладает редкими для чиновника качествами: глубокий профессионализм, который сочетается с личной скромностью и интеллигентностью. Я точно знаю, что Емельянов не циник, он искренне радеет за то дело, которым он занимается, — за сохранение культурного наследия. Он живет этим и уже больше 20 лет прикладывает усилия для сохранения старой Москвы. На его личном счету огромное количество адресов, которые были сохранены, благодаря его непосредственному участию, о чем, к сожалению, знают очень немногие. Я желаю Алексею Емельянову удачи и сил. Знаю, что он борец, что он способен занять жесткую позицию по отношению к тем, кто совершает движения, направленные на разрушение исторического центра. Знаю, что ему хватит сил, мужества и мудрости с ними сражаться. Я рад за Москву. Емельянов будет способствовать тому, чтобы историческое наследие в нашем городе сохранялось.

Перемен с его приходом не жду, что хорошо. Перемены, касающиеся тематики наследия, как правило, пагубны, так как наследие — это все-таки постоянство, в том числе и в подходе к его сохранению. Наоборот, надеюсь, что Алексей Александрович будет продолжать все позитивные начинания Кибовского и накладывать на них свой личный опыт». 

Андрей Боков Андрей Боков Президент Союза архитекторов России

«Емельянов — проверенный, адекватный, дисциплинированный чиновник. Он не случайный человек, работает в департаменте многие годы.

Ничего нового это назначение не сулит. В департаменте он давно, так что это отнюдь не сенсация. Единственная новость, которая заслуживает внимания, на мой взгляд, — что отказались от идеи объединить два комитета: Департамент культуры и Департамент культурного наследия.

Сегодня город поделен на две части: в одной действуют одни законы, в другой — другие. Памятники — это комитет по наследию, остальная часть города — Москомархитектура. Это абсолютно непонятно. Кроме вреда, городу это ничего не приносит. Город должен развиваться как единый организм, по общим законам. Если нам нравится жить по тем законам, которые принимаются для старого города, значит, надо их распространять на новый город. Если нам нравится жить в новом городе, то надо принимать соответствующие решения. А нам не очень нравится, поэтому надо внимательно присматриваться к тому, что делалось в старом городе. Город должен быть един. Нельзя в одном месте работать на основании жестких предписаний, как это происходит с зонами охраны, а в других позволять делать все что угодно».

Артем Демидов Артем Демидов Первый заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)

«Я Емельянова лично знаю, он профессионал. В департамент он пришел в начале 1990-х годов специалистом в комитет по охране памятников и прошел долгий карьерный путь до руководителя Департамента культурного наследия. Это уже политическая должность. Опыт у него колоссальный.

Мы как общественная организация хотели бы, чтобы сохранялся и развивался тот диалог, который был налажен у прежнего руководства с общественностью. Нам важно, чтобы нас слышали, чтобы продолжились инициативы, которые мы придумывали. Совместно с Мосгорнаследием мы давно вынашиваем идею введения общественных инспекторов с определенным статусом и компетентностью. Чтобы общественные деятели указывали Мосгорнаследию на нарушения. Ведь невозможно приставить к каждому памятнику сторожа с государственной зарплатой. Часто мы узнаем о нарушениях от людей. Правильно было бы их координировать через службу общественных инспекторов. Мы это обсуждали, есть даже проект соглашения».

Ошибка в тексте
Отправить