перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Венецианская биеннале-2013 15 главных проектов и павильонов

1 июня в Венеции стартует биеннале. Обозреватель «Афиши» Александра Новоженова рассказывает о 15 примечательных проектах, павильонах и сюжетах, среди которых — поджог яхты Абрамовича, стихотворение Абая Кунанбаева и пушкинская белка с орешками.

архив

Основной проект. Энциклопедический дворец

Фотография: venice2013tour.wordpress.com

Название выставки позаимствовано у художника-самоучки Марино Аурити, запатентовавшего так и нереализованный проект музея, посвященного всем открытиям человечества от колеса до спутника. Похоже, основной проект Биеннале пополнит стремительно растущий последнее время список выставок, претендующих обобщить весь мировой опыт разом — взять, к примеру, последнюю  «Документу», где были выставлены растения, установки для изучения элементарных частиц и африканские маски. Куратор — Массимилиано Джони, известный российскому зрителю по проекту «Остальгия». Ключевым экспонатом должна стать чтимая всеми эзотериками ХХ века «Красная книга» Карла Густава Юнга. Российских художников на выставке будет целых трое, Джони всегда относился к российской сцене со вниманием: Евгений Козлов из питерских «Новых художников», видеоартист Виктор Алимпиев и фотограф Николай Бахарев, автор ню из частной жизни советских людей.

Павильон России

Павильон России

Павильон России

Фотография: ruspavilion.ru

Главное здесь — «Даная» Вадима Захарова, стерильная, метафоричная и крайне вестернизированная инсталлляция про круговращение мировых богатств. Заслуженный классик московского концептуализма, Захаров, известный также своим альтер-эго — Пастором, предлагает зрителям помолиться золотому тельцу (он же Зевс, он же золотой дождь, пролившийся на Данаю). Он строит целый театральный комбайн по перемещению специально отчеканенных золотых монет из одного помещения павильона в другое: в круговращении фальшивого золота принимают участие зрители. А Захаров в нравоучительных надписях на стенах укоряет человечество в алчности. На высокой балке над входом в павильон сидит человек и грызет орешки, бросая вниз скорлупу: изображает белочку с изумрудными орехами из пушкинской сказки. В сущности, белка символизирует самого художника, избранного представлять Россию в национальном павильоне. Для Захарова все выходит прямо по Пушкину: «Людям радость, белке — честь».

Павильон Украины

Павильон Украины. Памятник памятнику.

Павильон Украины. Памятник памятнику.

Фотография: uaculture.com

Экспозиция должна стать свидетельством того, что на Украине есть актуальная художественная сцена. Если Россия все не может отказаться от идеи, что страну должны представлять зубры и патриархи, то Украина решительно выставляет троих молодых художников с «правильными» западническими работами об исторической памяти: заслуженную, но все еще причисляемую к младшему поколению брутальную поп-артистку Жанну Кадырову с монументальным «памятником памятнику» из битой плитки, Николая Ридного c видео про демонтаж социалистического памятника в Харькове и сотни микропортретов киевского художника Гамлета Зиньковского.

Павильон Германии

Павильон Германии. Анри Сала. Путай, путай, распутай

Павильон Германии. Анри Сала. Путай, путай, распутай

Фотография: deutscher-pavillon.org

В качестве попытки разрушить устаревшую систему национального представительства, когда каждая страна пытается выставить свою главную гордость и быть лучше всех, Франция и Германия решили обменяться павильонами. Так что художника, представляющего Францию, надо будет искать в павильоне Германии (он, правда, по происхождению не француз, а албанец). Это ужасно тонкий видеоартист Анри Сала, который обычно занимается философскими наблюдениями за эффектами звукоизвлечения (есть у него, например, работа про мелкую дробь на малом барабане). Для немецкого павильона он снял видео про концерт для левой руки Равеля в интерпретации двух разных пианистов (в названии — игра слов: ravel это еще и «путать» по-английски).

Павильон Франции

Павильон Франции.

Павильон Франции.

Фотография: pavillonfrancais.com

Мало того что немцы выставляют своих художников во французском павильоне, главным своим автором они выбрали не кого-нибудь, а китайского диссидента Айвейвея, который выступает с подчеркнуто неновой работой. Это будет обычная для художника огромная инсталляция из стульев, которую можно до некоторой степени считать повтором проекта c 1001 китайцем на «Документе». Тогда художник привез в Кассель тысячу своих сограждан, каждого со стулом. Так что, выходит, Германия (вопреки желанию китайских властей окончательно изолировать невыездного художника) снова предоставляет место опальной культуре на цивилизованной) территории. Причем эта территория географически находится в Венеции, да к тому же еще во французском павильоне — очень навороченная игра политкорректностей.

Павильон Дании

Павильон Дании. Еспер Юст «Пересечения»

Павильон Дании. Еспер Юст «Пересечения»

Фотография: biennalediveneziaarte.blogspot.com

Пятиканальное видео Йеспера Юста в павильоне Дании — еще одно поэтическое исследование феномена матрешки, образа одной страны в другой. Он снимает видео о странной и фрагментарной архитектурной реплике Парижа, которая почему-то находится на пустынной окраине китайского Гуанчжоу. В фильме действуют три персонажа, но главное действующее лицо тут не человек, а сцена: фрагменты Парижа на китайской окраине то ли еще не достроены, то ли уже находятся в стадии распада.

Павильон Грузии

Павильон Грузии. Балкон-камикадзе

Павильон Грузии. Балкон-камикадзе

Фотография: georgian-pavilion.org

Балкон-камикадзе — грузинский павильон-паразит, прилепленный к зданию Арсенала по образу и подобию ежесекундно грозящих обрушением стихийных балконов, которые самовольно пристраивают к типовым домам жители Тбилиси. В нем — выставка молодых вестернизированных авторов, многие связаны с перформативными и коллективными практиками. Самые известные — неоминималистка Теа Джорджадзе, которую почти не отличишь от наших Ани Титовой и Саши Сухаревой (Теа тоже представительствует за Грузию на крупных международных смотрах); и Bouillon Group, художники из Тбилиси, которые в качестве произведения могут устроить, например, многолюдное пиршество — искусство взаимодействия по всем канонам, но еще и с оттенком грузинского радушия. 

«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Параллельные сходства»

«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Параллельные сходства»

«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Параллельные сходства»

Фотография: osmopolis.ru

Двое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. Помимо исторического фона Альтхамера и Осмоловского объединяет умение работать в самом широком спектре, в зависимости от момента: надо — делают скульптуру, надо — выходят на улицу и устраивают коллективные действия в городской среде. Тут можно вспомнить «Баррикаду» Осмоловского и его учеников из группы «Радек» или субботники, которые устраивал Альтхамер со студентами. Помимо старых, ставших уже букварными, произведений, будет представлена новая, совместная скульптурная работа.

Павильон северных стран

Выставка «Падающие деревья» в павильоне северных стран (Финляндии и Норвегии) завязана на лесных и анималистических образах. На Биеннале 2011 года на северный павильон обрушилось настоящее дерево — отсюда и название, и тема. Но это кое-что посложней, чем политкорректная экологичность. Дерево, вмешавшееся в выставку — не пассивный объект, а активный участник сообщества, куда наравне с людьми входят природные явления. «Сообщество» — одновременно название работы Терике Хаапои, которая показывает инфракрасные изображения только что умерших животных; видно, как их покидает тепло. Антти Лайтинен выставляет серию концептуальных фотографий и видео, где финская природа становится сценой для юмористических ситуаций, а самой значительной инсталляцией тут будет его же фототриптих «Квадрат леса».

Павильон Израиля

Еще один павильон, где не боятся дать слово молодым авторам. Организованная художником Галидом Ратманом группа людей совершает коллективное путешествие из Израиля в Венецию — история перемещений и ложится в основу работы, которая представляет собой непростую конфигурацию из видео, инсталляции и живой интервенции. В смысле что путешественники должны и сами показаться на выставке.

Павильон Голландии

Выставить Марка Мандерса — консервативный вариант для прогрессивной Голландии. Cюрреалистические скульптуры и инсталляции этого автора (за 25 лет творческой деятельности) можно отнести к необязательной традиции тасования материалов и образов позднего сюрреализма, в которой работают сотни художников первого, второго и прочих рядов по всему миру. Кураторы настаивают на том, что сложносочиненные работы Мандерса вступят в парадоксальные взаимоотношения с аскетичными интерьерами самого павильона, который проектировал знаменитый голландcкий модернист Ритвельд. Но, кажется, это просто оправдание для довольно скучного по смыслу, но зато привлекательного шага.

Павильон Ирландии

Павильон Ирландии. Анклав. Рихард Моссе

Павильон Ирландии. Анклав. Рихард Моссе

Фотография: e-flux.com

Почти мультипликационное по цвету видео на более чем реальную тему. В ирландском павильоне Рихард Моссе представит 5-канальную инсталляцию «Анклав», cделанную из собственных документальных съемок войны в Восточном Конго. Все съемки сделаны в кодаковской технологии «Аэрохром», которая действительно используется в военных целях и дает снимки местности с учетом инфракрасного излучения. Лиловые пейзажи Конго и вооруженные люди напоминают галлюцинации о войне на краю «цивилизованного мира» — что-то в духе «Сердца тьмы» Джозефа Конрада, по которому Коппола снял свой «Апокалипсис сегодня».

Павильон Англии

Павильон Англии

Павильон Англии

Фотография: telegraph.co.uk

Звезда английского критического искусства Джереми Деллер разворачивает в английском павильоне настоящую панораму ненависти к олигархам и аристократам. На стенах — огромные фрески: английский социалист XIX века Уиллиам Моррис топит в море яхту Романа Абрамовича (тот на прошлой Биеннале перегородил половину лагуны). Или такой сюжет: особняки на острове Джерси, в английской офшорной зоне, объяты огнем. Отдельно выставлена подборка настоящих российских ваучеров времен приватизации. На фоне этого звучит песня Боуи «The Man Who Sold the World», под которую хочется вприпрыжку бежать и громить витрины. А на террасе для контраста подают английский чай.

Павильон Японии

То, что делает в японском павильоне Коки Танака, вполне укладывается в потконцептуалистские коллективные практики, которыми давно занимаются многочисленные авторы на Западе. Только вот придумывает Танака свои истории (группа людей стрижет одного человека, группа людей пишет одно стихотворение или лепит один горшок) не для того, чтобы сказать что-то новое внутри искусства как такового. Эта история совсем не юмористическая, а скорее терапевтическая, связанная с опытом совместного преодоления травматических последствий катастрофы на фукусимском реакторе.

Центральноазиатский павильон

Центральноазиатский павильон, «Зима»

Центральноазиатский павильон, «Зима»

Фотография: colta.ru

Стихотворение «Зима» Абая Кунанбаева было выбрано эпиграфом и отправной темой для центральноазиатского павильона в этом году. Даже на сайте павильона на главную страницу вынесена цитата поэта «Не давайте волкам средь степей пировать». Кураторы Тиагу Бом и Аятгали Тулеубек воспринимают зиму как метафору социально-политической ситуации, как суровую и безысходную пору, после которой, впрочем, наступает весна. Проект представлен несколькими художниками: известным еще с советcкого времени неофициальным Вячеславом Ахуновым и молодыми авторами — Саодат Исмаиловой, Икуру Куваджима, Камиллой Курманбековой, Ерланом Туяковым, Антоном Родиным, Сергеем Чутковым и Азой Шейд.

Ошибка в тексте
Отправить