перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дешевле, чем такси

архив

Летать из Лиссабона в Барселону или из Брюсселя в Берлин теперь дешевле, чем ездить на поезде. Почему в Европе дешевых авиакомпаний десятки, а в России ни одной?

Регулярным рейсом из Лондона в Брюссель (332 км) за £0,35 ($0,55), из Дублина в Париж (845 км) за £19 ($30,23), из Нью-Йорка в Лас-Вегас (4145 км) за $99, из Копенгагена в Малагу (3201 км) за 415 датских крон ($63), из Милана в Гамбург (1083 км) – бесплатно. Даже если к этому прибавить налоги и сборы, все равно получается невероятно дешево. Уже более 30 лет по тарифам в несколько раз ниже привычных можно летать в Америке, Европе, а теперь и в Африке, Азии и Австралии. Летают за такие деньги авиакомпании особого рода, которые по-английски называются budget airlines или low-fare airlines.

Первым дешевым авиаперевозчиком были американские Southwest Airlines, начинавшие в 1971 году с недорогих рейсов из Далласа и Хьюстона. Сегодня таких компаний – десятки: EasyJet и British European в Великобритании, Ryanair в Ирландии, JetBlue и Frontier Airlines в США, Flying Finn в Финляндии, Kukula.com в Южной Африке. На рынке они занимают не последнее место: Southwest Airlines – пятая по величине авиакомпания в США, Ryanair – самая прибыльная авиакомпания в Европе и третья в мире.

Залог успеха дешевых авиакомпаний – жесткая экономия. Все услуги на борту: еда, вода, просмотр кинокартины – отсутствуют или стоят дополнительных денег. Летают только на короткие расстояния, что позволяет одному и тому же самолету совершать несколько рейсов в день. Именно дешевые авиакомпании придумали обходиться без билетов – для того чтобы попасть на борт, достаточно просто номера брони. Но клиенты не жалуются: за возможность летать дешевле, чем ездить на поезде, они готовы отказаться от бесплатного алкоголя, обеда и мириться с задержками рейсов.

Большая часть билетов дешевых авиакомпаний продается через Интернет, в основном на сайтах самих перевозчиков. Кроме того, существуют сайты-агрегаторы с информацией о рейсах всех дешевых авиакомпаний Европы: www.aerfares.net и www.skyscanner.net.

«95% наших билетов продаются через Интернет, что позволяет экономить на агентах, – рассказывает Пол Фицсиммонс, пресс-секретарь Ryanair. – Мы работаем с дешевыми периферийными аэропортами. Используя исключительно «Боинги-737», тратим деньги на техобслуживание самолетов только одного типа. Главное – постоянно следить за расходами компании и прикидывать, где и как их можно сократить. Мы научились зарабатывать на билетах за £9. А кто сказал, что они должны стоить £100?»

При очевидных преимуществах есть и очевидные минусы. Самые низкие тарифы обычно предлагаются на ночные или утренние рейсы. Это значит, что придется платить за такси, а периферийные аэропорты нередко находятся на приличном расстоянии от заявленного в билете города. Особенно это свойственно Ryanair, которая вместо Франкфурта летает во Франкфурт-Хан (124 км от Франкфурта), вместо Парижа – в Бовэ (72 км), вместо Брюсселя – в Шарлеруа (46 км). Ryanair и EasyJet летают из аэропорта Стэнстед, доехать до которого от Лондона на поезде стоит около £30 (туда и обратно). Не все гладко и c обменом и возвратом билетов.

«Если по какой-то причине вы не можете лететь, мы готовы поменять имя на билете или дату, – хвастается Фицсиммонс. – Это стоит всего £15, плюс придется оплатить разницу тарифов. Если по какой-либо причине ваш рейс отменяется, вам предложат билет на следующий рейс».

Простая арифметика: если билет Лондон–Страсбург стоит £14, а поменять его – £15, то дешевле забыть о старом билете и купить новый. Что касается разницы тарифов, то чем ближе дата поездки, тем дороже билет. Иногда, чтобы поменять билет, купленный за £30, надо доплачивать £150. К тому же платить приходится не только за его обмен, но и за телефонный разговор с сотрудником авиакомпании – в среднем около џ0,10 за минуту. Только EasyJet позволяет менять даты поездки на сайте авиакомпании.

В России дешевых авиакомпаний западного типа нет. В Государственной службе гражданской авиации России (ГСГА) о них даже не знают.

«Дешевые авиакомпании – это что? – удивляется заместитель начальника Управления лицензирования и регулирования перевозок ГСГА Виталий Комиссаров. – Не надо сравнивать цены европейские с нашими, у нас и так авиаперевозки дешевые. Тем более у них единая Европа, открытое воздушное пространство, да и расстояния другие. Лондон–Амстердам – близко, вот и окупаемо, у нас все гораздо дальше. Вот рейсы «Аэрофлота» Москва– Калининград за тысячу рублей туда-обратно, конечно же, неокупаемы, но это политический акт».

В «Аэрофлоте» о дешевых авиаперевозчиках наслышаны, компания примеряла на себя эту бизнес-модель.

«Для дешевых авиалиний необходим ряд экономических условий, – делится расчетами заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. – Это высокая мобильность населения, массовые потоки пассажиров, наличие мощной инфраструктуры продаж билетов через Интернет, использование дешевых альтернативных аэропортов. Всего этого в России явно недостаточно. Продажу билетов через Интернет, например, не позволяют ни банковская, ни финансовая системы, а количество людей, владеющих кредитной карточкой, очень мало. В России летают только 5% населения, а в Германии, например, – 75. У нас мало коротких напряженных маршрутов, ну может быть, только Москва– Петербург. К тому же рейсы квотируются ГСГА. Например, «Аэрофлоту» по маршруту Москва–Петербург полагается только 4 рейса в день, а для того чтобы этот рейс был дешевым и рентабельным, нужно минимум 6. Необходима демонополизация авиарынка. Когда летать в Сочи будут 20 компаний, то и цены будут другие. В ближайшее время этого не произойдет. Наиболее рациональный путь – наличие на каждом рейсе билетов по различным тарифам, например, по $200, 400 и 1500».

30 июня этого года «Аэрофлот» в два раза снизил цены на билеты из Москвы в Калининград и в два раза увеличил количество рейсов. За первые две недели июля объем перевозок увеличился в 9 раз. У авиакасс в Калининграде выстроились очереди, билеты раскуплены на месяц вперед. Другие авиакомпании, летающие на том же направлении (4000 р. вместо аэрофлотовской тысячи), тут же оказались не у дел. Объем железнодорожных перевозок резко сократился. «Рейс Москва– Калининград – это пилотный проект, – продолжает Лев Кошляков. – Он одновременно политически мотивирован и социально детерминирован: мы даем свободу передвижения жителям Калининградской области. Пока проект не окупается. Но с учетом увеличения частоты полетов и пассажирооборота, перетягивания значительной части перевозок железной дороги, при загрузке в 90% и при частоте 5 рейсов в день он может стать рентабельным».

Дешевые западные авиакомпании в Россию пока не рвутся. Детище SAS, например, – дешевая авиакомпания Snowflake – регулярно летает из Стокгольма и Копенгагена в Сараево, Приштину и Бейрут, но не в Москву. «Это экономически невыгодно, – рассказывает Юлия Розендент из отдела рекламы московского филиала SAS. – Для русских Стокгольм и Копенгаген – только бизнес-направления, необходимой для авиадискаунтеров загруженности на этих рейсах никогда не будет».

«Мы могли бы летать в Россию, – говорит Пол Фицсиммонс. – Но обычно не мы себя предлагаем, а нам делают предложения: дешевые авиакомпании гарантируют пассажирооборот, а это всегда хорошо для развития туризма и экономики. Мы создаем рабочие места. Если российские аэропорты заинтересованы в рейсах Ryanair, они знают, где нас искать».

Главной авиановостью конца августа стало появление первого дешевого перевозчика, рискнувшего летать в Россию. Germania Express пять раз в неделю летает из Берлина, Мюнхена и Гамбурга в Домодедово, в планах – рейсы из Дюссельдорфа. С одной стороны, как и большинство дешевых авиакомпаний, Germania Express летает на самолетах одного типа – Fokker F100, оснащенных только салоном экономкласса, бесплатной еды и напитков нет (их можно купить за 1 евро), как нет и предварительного бронирования билетов и возможности их возврата. С другой – цена полета в одну сторону 111 евро, включая налоги и сборы (222 евро туда-обратно), вовсе не новость. «Сибирь», например, предлагает билеты Москва–Берлин за $235, а Москва– Франкфурт – за $99. Билеты на рейс Москва–Берлин «Монгольских авиалиний» стоят $220 (туда-обратно). Зато на появление Germania Express на рынке незамедлительно отреагировал «Аэрофлот»: 8 сентября компания ввела спецтарифы на рейсы Москва– Берлин и Москва–Мюнхен – $240 без сборов, что сильно ниже обычной стоимости.

«Germania Express не относится к категории low-cost, – объясняет Вячеслав Ножичкин, консультант генерального агента по продажам билетов Germania Express в Москве. – Билеты, конечно, не очень дорогие, но и не самые дешевые. Зато круглый год действует один и тот же тариф, к тому же можно купить билет в одну сторону, не переплачивая (у других перевозчиков билет в одну сторону стоит практически столько же, сколько в обе). В России билеты Germania Express продаются во всех агентствах, сотрудничающих с Торгово-клиринговой палатой. Их можно купить и через Интернет – вы получаете подтверждение, а на регистрации вам дают посадочный талон. Заполняемость первых рейсов хорошая – порядка 75%. Перелеты Россия–Германия – это очень хороший рынок».

Между тем дешевые авиаперевозчики неожиданно обнаружились на Украине. Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» продает билеты на рейсы Киев–Симферополь за $19. Рекламная кампания другого украинского авиаперевозчика, «АэроСвит», проходит под слоганом: «Сiмферополь на «Боiнгу-737». Дешевше нiж такси: за тарифом 30 коп./км». К тому же, покупая билет «АэроСвит» в одну сторону (из Киева до Львова или Донецка) по цене $35, обратный вы получаете бесплатно. Обещанные «Боинги-737», правда, нередко оказываются самолетами Ан-24 1968 года выпуска. В остальном – все как у настоящих low-cost: посадочный талон без места и минимум сервиса на борту. Однако, как выясняется, авиаперевозки по бросовым ценам на Украине – скорее от безысходности, чем от желания перенять передовой европейский опыт.

«Это вынужденная мера, – вздыхает Алексей Тарасов из отдела внутренних перевозок «АэроСвит». – Доходов она не принесет. Смысл в том, чтобы не возить пустые кресла. У нас министерство транспорта в приказном порядке вводит очень низкие тарифы. У них своя программа развития авиационного транспорта: народ должен летать. А себестоимость такого рейса выше, чем количество кресел, умноженное на тариф, – он никогда не окупится даже при стопроцентной загрузке. Наш народ ездит на поезде – это всегда дешевле. Летают только командированные».

А тем временем дешевые перевозчики во всем мире процветают: в то время как другие авиакомпании после 11 сентября 2001 года переживают финансовый кризис, сокращают сотрудников и рейсы, они покупают новые самолеты, наращивают пассажирооборот и подсчитывают прибыль. «Дешевые авиаперевозки находятся еще в зачаточном состоянии, – говорит Фицсиммонс. – У нас все впереди».

Номер

Сеть отелей Radisson SAS в течение 10 лет построит в России 50 трехзвездочных гостиниц. Отели будут представлены под торговой маркой «Кантри Инн».


В центре Тулы прямо напротив местного Белого дома будет построен пятизвездочный отель. В соответствии с федеральным законом, гостиница должна соответствовать историческому облику города.


В Паланге открылась первая в Литве пятизвездочная гостиница. Отель «Паланга» на 36 номеров расположен на берегу Балтийского моря в зоне ботанического парка.


В Дубае открылась первая гостиница сети Shangri-La: 301 номер, 9 баров и ресторанов в 43-этажном здании в 15 минутах от аэропорта.


В отелях сети Starwood в США и Канаде открыты номера для собак с ложем, с подушками и постельным бельем, купальными халатами и игрушками, а в гостинице Trianon Palace (4*) в Версале собаки могут теперь пойти в ресторан с хозяевами и заказать себе куриное филе или гамбургер.

Билет

Россия
Согласно вводимым с 1 ноября правилам МПС России будет возвращать пассажирам 3% от стоимости билета за каждый час опоздания поезда. Сменить хлопчатобумажное белье на лен пастельных тонов намерены в фирменных вагонах Московской железной дороги. Белье цвета морской волны уже приготовили для пассажиров поездов Москва–Берлин и Москва–Прага. Цена прежняя – 56 р. за комплект, не изменился и штраф: 60 р. за потерянную или испорченную наволочку, 380 р. – за пододеяльник.

С 1 августа 2003 года в связи с изменением курса тарифных валют (евро и швейцарского франка) снижена стоимость проезда в международных поездах: в сообщении с Европой – на 4%; с Китаем, Кореей, Монголией, Вьетнамом, странами СНГ и Балтии – на 8%.

Украина
В Крыму появилась новая услуга – полеты на вертолетах между городами. Вертолеты базируются в Ялте. Продолжительность полета – от 20 мин., в кабине могут разместиться 5 пассажиров, стоимость полета – 60 грн (350 р.) с пассажира, что вдвое дешевле, чем поездка на такси.

Киргизия
Международный аэропорт открылся на северном берегу озера Иссык-Куль в селе Тамчи. 

Эстония
В вагонах 1 класса поездов эстонской железнодорожной компании Edelaraudtee пассажиры теперь могут бесплатно пользоваться Интернетом. Для этого достаточно подсоединить ноутбук с сетевой картой к локальной сети поезда.

Голландия
На юге Голландии открылось первое в мире плавучее шоссе. Автострада похожа на длинный (35 км) мост на суше, уложенный на понтонах. В случае наводнения пон-тоны всплывают и поднимают дорогу над водой. В плавающем режиме дорога рассчитана на движение со скоростью 80 км/ч.

Катар
С августа 2003 года авиакомпания Qatar Airways открыла регулярное сообщение по маршруту Доха– Москва. В самолетах каждое место снабжено видеомагнитофоном, а в первом классе кормят икрой и выдают пижамы, так как кресла раскладываются в кровать.

Ошибка в тексте
Отправить