перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Маршрут. Университет

архив

Восточная часть Васильевского острова от Стрелки до 1-й линии — территория Большого университета (СПбГУ) и Академии наук. Драматичная пора вступительных экзаменов с июня по август — самое удачное время для прогулки: сейчас здесь безлюдно и тихо, а в университетские здания пускают без пропусков и студенческих билетов.

Институт физиологии РАН

Наб. Макарова, 6. Институт носит имя своего первого директора — академика Павлова, памятник которому стоит на Тифлисской улице в двух шагах от входа. Через дверь на факультет психологии СПбГУ (в этом же здании) можно попасть в тенистый двор со скамейками и бронзовой скульптурой, изображающей бессознательное: переплетающиеся деревья с женской задницей и соском. В учебное время здесь курят между парами студенты, а забинтованных подопытных собак с чипами в голове сотрудники института выгуливают круглый год. Из вольера, выходящего во двор, слышится лай несчастных.

Пушкинский дом

Наб. Макарова, 4. Институт русской литературы РАН занимает здание портовой Таможни (1829–1832) — отсюда статуи Меркурия, Нептуна и Цереры на крыше. На втором этаже, за роскошным залом заседаний, работает Литературный музей, экспозиция которого напоминает антикварный магазин, если не барахолку: письменный стол Гончарова, портрет Тургенева на охоте, журнал «Подснежник» Майкова. Отдельный зал отведен толстовской коллекции (стеклянная масонская шпага, холщовая блуза и т.д.). Вход в музей бесплатный, но смотрители зорко следят за тем, чтобы в ящик для пожертвований посетители опускали не менее 40 р. с носа.
В Институте русской литературы оборудовали специальное закрытое хранилище для ценных рукописей — Пушкина и других русских авторов

Новобиржевой Гостиный Двор

Менделеевская линия, 5. Исторический, философский и медицинский факультеты СПбГУ разместились в здании Гостиного Двора с типичной для таких строений сквозной галереей. В подвалах организовано стрельбище и проходят занятия военной кафедры. Через главный вход можно проскользнуть в квадратный двор, где до недавнего времени были пушки и военные машины, а теперь — пустырь. Впрочем, учитывая страсть администрации университета к современному искусству, — вряд ли надолго.

Институт Отта

Менделеевская линия, 3. Комплекс зданий клинического повивального института начала XX века нарушил ансамбль Стрелки, загромоздив площадь между Биржей и зданием Двенадцати коллегий. При лейб-акушере Императорского двора Отте в институте был даже собственный орган — он использовался в медицинской практике, а теперь на нем играют в Большом зале Филармонии. На соседнем, историческом факультете СПбГУ рассказывают, что на лекции к ним иногда заходят беременные женщины в халатах и тапочках, заскучавшие в палатах Отта.

Здание Двенадцати коллегий

Университетская наб., 7/9. Здание интересной конструкции — 12 соединенных между собой одинаковых корпусов — строилось Трезини для Сената, Синода и коллегий, а в XIX веке было передано университету. Вход в главное здание СПбГУ с набережной закрыт уже несколько лет после загадочного ограбления — по слухам, выкрали пустые корочки дипломов. 400-метровый коридор на втором этаже, увешанный портретами видных ученых, проходит вдоль всей Менделеевской линии. Этажом выше — Музей СПбГУ и Храм Святых Апостолов Петра и Павла, о чем большинство студентов не подозревают. В огромном зале трогательно соседствуют иконы, чучела птиц и фотографии нобелевских лауреатов — и регулярно проходят службы. Говорят, раньше сюда часто забегали белые, измазанные зеленкой крысы из лабораторий биологического факультета, расположенного ниже.

Здание «Же-де-пом»

Университетская наб., 7/9, во дворе. Попасть во двор университета можно через несколько выходов из главного здания. Краснокирпичная громада с виду типичная промышленная постройка. На самом деле это первое крытое спортивное сооружение в России, названное в честь старинной игры в мяч, jeu de paume, — предшественницы тенниса. Здесь в 1896 году Попов на заседании Русского физико-химического общества принял первую в мире радиограмму. Сейчас внутри кафедра физкультуры, у которой есть даже боулдеринговый зал внушительных размеров.

Ректорский флигель

Во дворе Главного здания СПбГУ. Небольшой особняк служил домом ректорским семьям. Здесь родился и провел раннее детство внук ректора Бекетова Александр Блок. Под окнами нынешней профсоюзной организации красуются памятник жертвам политических репрессий в виде отрубленных ступней и скульптурная группа «Гефсиманский садик» на библейские темы.
На Ректорском флигеле висит доска, посвященная Блоку, а миниатюрный памятник поэту стоит неподалеку, во дворе филологического факультета

Лабиринт

Между двором филфака и «Же-де-пом» на фоне глухой кирпичной стены организован целый музей современной скульптуры. В центре — спиралевидный лабиринт из камней, на которые прикреплены медные таблички с названиями дружественных университетов и колледжей со всего мира. Особенно потешно лабиринт смотрится, когда в его центр устанавливают вертящуюся поливалку для газона, что забрызгивает и разношерстную компанию вокруг: единорога, подпоручика Киже, бесформенную фигуру из вулканической лавы и прочих.
Ниша на стеле Лабиринта, обозначающей Йельский университет, почему-то пустует, а вот от университета Тбилиси СПбГУ получил крупный булыжник

Филологический факультет

Университетская наб., 11. Зеленый барочный дворец строили для Петра II, не дожившего до окончания работ, а теперь здание делят восточный и филологический факультеты. Тут учился Довлатов — пока его не выгнали за неуспеваемость. Уютный двор, где на скамейках сидят нарядные девушки и редкие юноши в арафатках, тоже отдан на растерзание скульпторам: недалеко от печальной Анны Ахматовой ползет бронзовая улитка, бронзовая же такса убегает по газону от Антиоха Кантемира, а Бродский вообще представлен одной головой, водруженной на чемодан, — это называется «Бродский вернулся».

Памятник кошке

За «Же-де-пом», ближе к Биржевой линии, университетский двор пребывает в состоянии бесконечной стройки. У забора притулилась еще одна скульптура, дань памяти зверям, погибшим ради науки: черная кошка на постаменте, исписанном афоризмами разных деятелей, от академика Ноздрачева, придумавшего поставить памятник, до Бернарда Шоу.

Ботанический сад

Если двинуться от кошки налево вдоль забора, можно пробраться в заросший ботанический сад Университета, открытый в XIX веке по инициативе ботаника Бекетова. Здесь есть аллея Блока — но где она, определить уже трудно: табличку кто-то унес. Крайне романтичную обстановку дополняют полуразрушенные перила над прудом в центре сада, правда, крапива на тропинках и мусор быстро возвращают к реальности.

Физический институт

Во дворе Главного здания СПбГУ. Здание уже пару лет официально находится на реконструкции — здесь будет Университетская библиотека. Если проскочить мимо вахтера на первом этаже, удастся заглянуть в старинные аудитории со скрипучим паркетом. Особенно хороша Большая физическая аудитория в форме амфитеатра, рассчитанная на несколько сотен слушателей.

Площадь Академика Сахарова

Небольшая площадь, откуда берет начало Биржевая линия, получила свое название в 1996-м — к 75-летию со дня рождения академика и известнейшего диссидента страны. Потом установили и памятник Сахарову — тощую и какую-то обвисшую бронзовую фигуру, пугающую абитуриентов, что собираются здесь 31 августа на праздник посвящения в студенты.

Студенческая столовая («Восьмерка»)

Биржевая линия, 6. Столовая начала XX века после революции получила номер 8 и с тех пор зовется исключительно «Восьмеркой». В большом зале можно съесть обед с солянкой и салатом «Мимоза» за 120 р., но лучше пойти в подвальное помещение кулинарии и попросить сперва пару потрясающих капустных или картофельных котлет по 12 р., а потом чаю с пирожным.

Государственный оптический институт

Биржевая линия, 12. Основанный сразу после революции, ГОИ вскоре стал одним из самых технически оснащенных институтов страны и постепенно захватил почти все дома по Биржевой линии (от №8 до №16) и пространство во дворах. Стены покрыты мемориальными досками: великие физики здесь жили и работали. В конце 80-х экспериментальные лаборатории выехали из корпусов между Биржевой линией, Биржевым и Тучковым переулками, и теперь тут возвышаются новые жилые дома, порядочно испортившие вид на Стрелку.

Библиотека Академии наук

Биржевая линия, 1. Библиотека выросла на месте Западного корпуса старого Гостиного Двора, от которого сохранился только один фрагмент (Тифлисская, 1). В 1988 году, когда тут случился страшный пожар, ученые и просто сочувствующие со всего города приезжали спасать и сушить размокшие книги и журналы, а жители окрестных домов по ночам приходили с чемоданами и бесстыдно уносили ценные экземпляры, валяющиеся на улице — «чтоб не пропали». В советское время профессора и научные сотрудники любили пить в БАНе кофе: его отлично варили в местном кафе. Теперь это обычная столовая, ничем не уступающая «Восьмерке».
Тяжеловесное серое здание БАН, издалека напоминающее сталинские постройки, на самом деле появилось в 1914 году

Биржевой переулок, 1

Облик Биржевого и Волховского переулков за последние пару лет изменился к лучшему — видимо, благодаря открытию отеля Holiday Club (Биржевой пер., 2–4). Целый квартал напротив гостиницы занимает «дом художников» в форме трапеции: в разное время в нем были квартиры и мастерские братьев Чернецовых, Шишкина, Клодта и Куинджи. Музей последнего работает в квартире №11.

Бар «Окоп»

Тучков пер., 11. Известнейший среди студентов СПбГУ и Академии тыла и транспорта подвал: дешевое «Василеостровское», непритязательная еда (встречаются названия блюд типа «Два наряда вне очереди»), танки и человечки на стенах будто из старой компьютерной игры. Еще несколько лет назад напротив работала рюмочная, где предпочитали бюджетно выпивать преподаватели, а рядом с «Окопом», по словам студентов философского факультета, из окна будто бы продавали разливной спирт.
Ошибка в тексте
Отправить