перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Школа МАРШ Чему и как будут учить в новой архитектурной школе

Образовательных архитектурных проектов в Москве становится все больше: на базе «Британки» Евгений Асс открывает школу МАРШ. «Афиша» сходила на презентацию проекта и узнала, каким должен быть современный архитектор и что от него требуется.

архив

Известный московский архитектор и профессор МАРХИ Евгений Асс открывает новую архитектурную школу — на базе Британской высшей школы дизайна и в совместно с London Metropolitan University. Евгений Асс уже давно известен своим новаторским подходом к образованию архитекторов — в течение последних 20 лет он ведет в Московском архитектурном институте «Мастерскую экспериментального учебного проектирования».

В новом проекте Асса — Московской архитектурной школе (МАРШ) — преподавать будут тоже известные архитекторы-практики: Сергей Скуратов, Юрий Григорян, Александр Бродский, Владимир Плоткин, а принимать в школу будут студентов, имеющих степень бакалавра архитектуры, — набор начнется в июне 2012 года, в первый год планируют обучать 36 студентов. За два года обучения они должны не только стать высокопрофессиональными (за это отвечают инженеры из лондонской компании Buro Happold, которые курируют курсы конструкций, материалов и технологий), но очень ответственными и широко мыслящими архитекторами: их научат работать с актуальным социальным, культурным, экономическим и политическим контекстом. На выходе студенты будут получать диплом от London Metropolitan University.

Во вторник руководители и преподаватели школы собрались, чтобы рассказать о своем проекте, а также поговорить о задачах современного архитектурного образования, о том, что вообще требуется от архитектора сегодня. «Афиша» публикует самые интересные моменты этого разговора.

 

Евгений Асс

архитектор, профессор МАРХИ, ректор МАРШ

«Школа, которую мы затеваем, это способ ответить на вопрос — что сегодня является ядром профессии, кто такой архитектор. С одной стороны, архитектор — это некто, кто работает с пространством, работает с организацией пространственной жизни людей. Другой вопрос — качество этой деятельности, это самое интересное. Потому что врачи тоже все призваны лечить, но у одних врачей пациенты умирают, а у других становятся здоровее, чем были. Одна из самых больших проблем с сегодняшним архитектурным образованием заключается в утрате связи с реальностью в каком бы то ни было виде. У архитекторов отсутствует рефлексия по поводу пространственных переживаний, они не знают ничего о мире, в котором они живут, ни в политическом, ни в технологическом плане. Они занимаются тем, что рисуют загогулины. Вдумчивое и глубокое постижение реальности — это единственное, что может сделать архитектурное образование полноценным».

 

 

«Одна из самых больших проблем с сегодняшним архитектурным образованием заключается в утрате связи с реальностью»

 

 

Владимир Паперный

историк архитектуры, критик, дизайнер

«Мне кажется, профессия архитектора меняется — можно воспользоваться идеей Чарлза Ландри, который говорит, что важные открытия совершаются людьми не в центре своей компетенции, а на ее периферии. То есть если мы посмотрим на самые революционные идеи в области архитектуры и строительства, то они принадлежат людям не в центре архитектурной профессии. Например, такие важные для современной строительной индустрии вещи были придуманы двумя садовниками — один придумал железобетон, строя кадки для цветов, другой придумал стеклянный фасад, строя оранжереи. Современный английский дизайнер Том Диксон постепенно переходит к архитектуре, и я его спросил: как можно заниматься архитектурой, не зная технологии, сопромата и так далее? Он сказал, это все никому не нужно: что, говорит, вы думаете, когда Рем Колхас или Заха Хадид рисуют свои загогулины, они про сопромат думают? Они рисуют, что им голову приходит, и отдают все в компанию ARUP, которая любую загогулину превращает в чертежи. Современные технологии позволяют построить самые бредовые фантазии, и все будет в порядке, все будет держаться. Если это действительно так, то профессия архитектора меняется радикально — он должен решать только этические вопросы».

 

 

«Вы думаете, когда Рем Колхас или Заха Хадид рисуют свои загогулины, они про сопромат думают?»

 

 

Сергей Ситар

архитектурный критик, преподаватель МАРШ

«Профессия архитектора становится все более рискованной и, пожалуй,стоит на грани исчезновения. Как гласит известный афоризм Фрэнка Ллойда Райта, в отличие от врачей, архитекторы не имеют возможности прятать свои ошибки под землей. Или не расположены это делать. В результате же мир на наших глазах все быстрее превращается в помойку. Разумеется, важно отдавать себе отчет в том, что главное сегодня происходит в электронных средах и определяется новыми способами работы с информацией, но пора нам уже возвращаться из сетей на свет божий и начинать разгребать эти завалы».

 

 

«Врачи прячут свои ошибки под землей. У архитекторов нет такой возможности»

 

 

Никита Токарев

архитектор, преподаватель МАРХИ, директор МАРШ

«Как ни банально, как ни пафосно, но ядро архитектурной профессии — это человек. Мы остаемся физическими телами, мы живем в пространстве, среди материалов, форм, а не только в пространстве медиа. Вот сейчас я сижу на стуле, и это довольно удобный стул, что бывает нечасто — произведения дизайна часто жестоко ранят сидящего на них. Здесь темновато — видимо, ради удобства фото- и киносъемки приглушили свет. Это базовые обстоятельства, в которых мы находимся, в этих заданных параметрах мы ведем разговор об архитектуре — стул и свет я не могу исключить из разговора. Чем отличается образование архитектурное от образования ремесленного, если понимать под ремеслом просто умение манипулировать пространством — строить стенки, перекрытия, окошки и прочее. На мой взгляд разница в двух моментах. Во-первых, нужен диалог, то есть взаимодействие с контекстом — социальным, культурным, экономическим. Наша работа существует не в безвоздушном пространстве. Во-вторых — ответственность. Мне кажется, архитекторы недостаточно ответственны».

 

 

«Сейчас я сижу на стуле, и он довольно удобный, что бывает нечасто — произведения дизайна часто жестоко ранят сидящего на них»

 

 

Антон Мосин

архитектор, преподаватель МАРШ

«Мне кажется, кризис архитектуры есть, но он уравновешивается недолговечностью ошибок — архитектура становится все менее долговечной. Уже не надо прятать ошибки под землю, а просто достаточно их посносить. Профессия меняется в сторону большей легковесности, необязательности некоторой — никто сегодня не требует от архитектора строить на века. И представление о ней очень сильно расширилось. Вот забьешь слово «архитектор» в гугл и первое, что получишь — «архитектор IT». Это профессия совершенно новая, но, безусловно, тоже связанная с архитектурой. То есть архитектурное образование вполне может стать универсальным гуманитарным образованием. Это не ремесло, и современное образование в принципе не может быть ремесленным. Хотя есть, наверное, образование слесаря-краснодеревщика, но высшее образование, в западном смысле слова — когда каждый студент может выбирать себе предметы, — может дать нам, например, уже архитектора-биолога».

 

 

«Вот забьешь слово «архитектор» в гугл и первое, что получишь — «архитектор IT»

 

 

Алексей Муратов

главный редактор журнала «Проект Россия»

«Я готовился к этой дискуссии и нашел высказывание педагога и практика Кеса Кристианса: «Многие считают архитектора «человеком Ренессанса», тогда как на деле ему постоянно и катастрофически не хватает знаний. Как турист путешествуя по техническим заданиям своих заказчиков, он накапливает достаточно информации, чтобы симулировать компетентность и ничем не выдавать поверхностности своих знаний. Обычно его «теории» — это многозначительные короткие заявления, которые со временем становятся просто банальными: «форма следует функции», «less is more», «less is bore», «fuck context», «fuck building». Из-за своей потребности обсуждать и спорить архитектор обычно обречен на преподавание, и его неадекватные теории нередко находят поддержку у молодой студенческой аудитории. Архитектор преподает для того, чтобы собирать знания, а не распространять их».

 

 

«Многие считают архитектора «человеком Ренессанса», тогда как на деле ему постоянно и катастрофически не хватает знаний»

 

 

Ошибка в тексте
Отправить