перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Все в одно и то же время спустили воду в унитазе у себя дома» Десять лет российскому флешмобу

Десять лет назад, 15 августа 2003 года, у фонтана в ГУМе несколько незнакомых друг другу людей, предварительно договорившись, впервые собрались, чтобы совершить бессмысленную акцию. Через полтора года на флешмобы собиралось уже 1500 человек, спустя еще полгода они тихо прекратились. О том, что это было и почему этого больше нет, «Афише» рассказали активные участники первых флешмобов.

архив

Давид Ян

IT-предприниматель, основатель компании ABBYY, идеолог московского движения «Флешмоб» 2003–2005 годов

«Флешмоб — это интересная и самостийная форма акционизма, возникшая в 2003 году (первый моб прошел 19 июня 2003 года в Нью-Йорке), а корнями уходящая в искусство перформанса и хеппенинга, наложенная на социальные сети и другие возможности коммуникаций незнакомых людей друг с другом. В первое время это были закрытые форумы, где разрабатывались, обсуждались или просто публиковались сценарии. В какой-то момент объявлялось место и точное время моба. В результате участники форума — моберы — появлялись в нужном месте и совместно выполняли известный только им короткий сценарий, а затем исчезали так же внезапно, как и появлялись.

Вне зависимости от формы того или иного флешмоба концепция во всех случаях примерно одна и та же: искажение социокоммуникативного пространства. Участники и авторы создают ситуацию, которая не встречается в реальной жизни, хотя ее выполняют много людей. Когда человек наклоняется и зашнуровывает свои ботинки — ситуация сама по себе вполне обычная, но когда это делает сто человек одновременно, то это уже выглядит таким странным девиантным коллективным помешательством. И вот, собственно, это самое девиантное поведение, нарушение поведенческих стереотипов и есть инструмент флешмоба. Этим нарушением поведенческих стереотипов участники и авторы воздействуют на собственное сознание и на сознание окружающих их людей.

Фактически флешмоберы — это своего рода волшебники. В этом смысле мне кажутся наиболее интересными, тонкими и элегантными мобы, где нарушение принципов поведения проявляется очень незначительно. Один из таких сценариев — «Обострение нюха», в котором мы применили совсем небольшое отклонение от традиционного поведения: находясь в парфюмерном магазине, участники нюхали не пробник, а ценник. Другой пример — флешмоб «Круговое движение», тоже очень тонкий, для наблюдения которого надо немножко напрячься: участники двигались на разных уровнях торгового центра в противоположных направлениях — одни по часовой стрелке, другие против; и заметить это можно было, только стоя снизу и глядя вверх.

 

 

«Мы будем прогуливаться по Камергерскому переулку — и вдруг все биологические роботы вокруг замрут в необычных позах»

 

 

Другая крайность — экстраконцептуальные мобы, когда, к примеру, все в одно и то же время строго по будильнику спустили воду в унитазе у себя дома. Наблюдать это невозможно, но сам факт участия уже является мобом. Золотая середина — мобы, которые могут быть наблюдаемыми, но не очевидно заметными. Например, «Звон ключей» (участники двигались с толпой прохожих в подземном переходе, звеня в кармане связками ключей), «Покашливание» (просто в определенном месте среди толпы прохожих появлялись покашливающие люди).

В 2003-м в Москве мобы устраивались каждое воскресенье и проходили по несколько раз в месяц в сотнях городов по всему миру. Повторится ли в истории такое массовое увлечение? Трудно сказать. Вполне возможно, что подрастут дети тех моберов, прочитают все это и устроят нечто подобное на новом техническом и художественном уровне с использованием виртуальных очков и других умных технологий. Не сомневаюсь, что флешмоб останется в истории мировой культуры как особый вид самовыражения и когда-нибудь мы, старички с палочками, будем прогуливаться по Камергерскому переулку — и вдруг все биологические роботы вокруг замрут в необычных позах, а встроенные в наши мочки нейроакустические системы начнут самопроизвольно проигрывать адажио из Первого концерта Баха для фортепьяно с оркестром».

 

Максим Каракулов

художник, создатель интернет-сервиса дарения «Дару-дар», идеолог московского движения «Флешмоб» 2003–2005 годов

«Как я сейчас понимаю, флешмоб — это определенный этап осмысления тех возможностей, которые нам открывают современные средства коммуникации. Впервые люди поняли, что интернет — это не просто информационное пространство, но место, где ты можешь объединиться с другими людьми, чтобы делать что-то сообща в реальной жизни. По сути, флешмоб стал коллективной проверкой, насколько можно доверять людям, которых ты знаешь только по их виртуальным никнеймам. Степень осмысления вот этого принципа доверия незнакомцам в интернете с тех пор заметно выросла — появились буккроссинг, посткроссинг, коучсерфинг, фрисайкл, дару-дар и множество других интернет-сервисов, которые люди используют для того, чтобы в офлайне заниматься полезной совместной деятельностью.

Пример идеального флешмоба для меня — «Туристы-шпионы», одна из первых московских акций. Это когда в торговых рядах на Манежной площади в один момент люди начали щелкать вспышками фотоаппаратов, снимая все вокруг как некую достопримечательность. Все заняли свои позиции, никто до начала акции не подозревал, кто участник, а кто нет, а потом в нужный момент вдруг засияли вспышки фотоаппаратов. Было человек сто, все вокруг озарилось мерцающими огоньками. Другая красивая акция — «Бильярд», когда в метро люди просто ходили от колонны к колонне. Со стороны казалось, что это обычное хаотичное движение толпы, но, приглядевшись, можно было заметить странный непривычный порядок.

 

 

«Это было реально похоже на какой-то фестиваль»

 

 

Помню момент, когда мы организовали очень мощный флешмоб на Пушкинской: «Я милого узнаю по походке» в апреле 2004-го. Это было реально похоже на какой-то фестиваль. Было больше тысячи участников, ушло огромное количество сил, чтобы это организовать и весь процесс проконтролировать. Там было одновременно три сценария. Причем участник получал инструкцию только на месте. Обычно флешмоберы выполняют один сценарий и потому могут друг друга идентифицировать в толпе. А здесь идея была в том, чтобы развести всех по трем сценариям и сделать одновременно зрителями другого флешмоба, не ведающими о его существовании. Мы равномерно распределили по всем участникам три типа сценария, и каждый из них знал о существовании только своего. Первый сценарий предполагал стояние в очереди в билетную кассу и попытку приобретения несуществующих билетов на Челентано. Второй — стояние в очереди в туалетную кабинку задом наперед. Третий — ходить странной походкой, причем походок было придумано три типа.

Для меня лично это было поворотным моментом. Я увидел, что идет разделение внутри флешмоба на организаторов и участников. А тот вдохновляющий демократический принцип, когда любой человек может предложить сценарий, который запросто может быть выбран большинством голосов, — этот принцип разрушается.

Из всего многообразия жанров флешмоба — social-mob, i-mob, long-mob, sms-mob, mob-art — спустя много времени стали проявляться в совершенно неожиданных формах принципы long-mob. Буквально на моих глазах года три назад в России родилась культура благодарения аварийной сигнализацией у автомобилистов: когда тебя пропускают на дороге, ты моргаешь фарами в знак благодарности. Этого раньше не было, люди случайно друг от друга узнавали о таком способе выражения благодарности, и теперь о нем знают практически все. Этот сценарий в конечном счете создает более безопасную обстановку на дорогах: люди, которых поблагодарили или перед которыми извинились, не испытывают агрессии и, соответственно, более дружелюбно друг к другу относятся, возникает меньше конфликтов».

 

Сюжет о флешмобе в передаче «Намедни» Леонида Парфенова (сюжет начинается в 48:45)

Ошибка в тексте
Отправить