перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гостиницы в России

архив

Новые и более чем приличные гостиницы в России в ближайшие годы обещают появляться невиданными темпами. Основная помеха для путешествий по собственной стране исчезает на глазах, и скоро вопрос будет ставиться так — не «где жить», а «сколько за это платить».

Тихой сапой, с оглядкой на Запад, в России намечается гостиничный бум. Лед тронулся примерно в 2004–2005 годах. Это было связано с тем, что экономика более-менее стабилизировалась, а цены на жилье и офисы достигли своего апогея, после чего взоры предпринимателей наконец обратились к плачевной для России области гостиничного дела.

В Москве сначала стали появляться западные гиганты вроде Marriott, Park Hyatt, The Ritz-Carlton. А вот с гостиницами попроще дело сильно ухудшилось — после сноса старых, обветшалых громадин вроде «Интуриста», «России» или «Минска» номерной фонд и вовсе сократился до минимума. Оттого сейчас всякая мало-мальски отремонтированная гостиница с чистой совестью может заявлять любые, даже самые баснословные тарифы на номера.

С точки зрения специалистов — это совершенно нормально. «В первую очередь инвесторы пошли в верхний сегмент — один за другим начали запускать отели категории «5 звезд», — комментирует генеральный директор компании «Сити-Отель» Дамир Кафтаранов. — Происходит так потому, что гостиница верхнего сегмента окупается быстрее за счет высокой стоимости проживания и доходов от инфраструктуры». При этом вложения в пяти- и трехзвездочную гостиницы не сильно отличаются — разве что площадью номеров и отделкой. Но через пару-тройку лет, когда ниша пятизвездочных отелей будет заполнена, настанет черед и более доступных гостиниц. «Во всем мире отели среднего уровня составляют в среднем 60% объема действующих гостиниц, то есть это самая многочисленная и востребованная клиентами группа отелей», — говорит Кафтаранов.

Доступным жильем для туристов также собираются заняться иностранцы. По данным Wall Street Journal, сеть Hilton обещает вот-вот вступить на нашу землю и к 2012 году открыть более 20 филиалов, а к 2017 году довести их число до 70. Планирует расширяться в России и Accor. Инвестором воронежской Benefit Plaza выступила южноафриканская сеть Protea Hotels; в дальнейшем они намерены осуществить еще ряд подобных проектов, в том числе в Калининграде.

Rezidor Hotel Group уже владеет семью точками в обеих столицах, в 2008-м откроют еще две — в Ростове-на-Дону и в Рязани, а в 2009-м — три в Москве и по одной в Тюмени и Калининграде.

За дело сетевого строительства взялись и российские предприниматели — далеко не столь компетентные, как западные сети, без многолетних традиций и опыта, но и у них есть свои преимущества. Места, куда они забираются, не в поле зрения международных сетей-корпораций, и это дает российским первопроходцам большую фору.

В Москве, скажем, появилась компания «Стабильная линия», которая открывает небольшие трехзвездочные отели в центре столицы. Под ее прицелом — здания исторической важности в столице и регионах. Московские «Президент-отель», «Арбат» и доведенные до трех звезд дома отдыха «Планерное» и «Лось» тоже объединены одной сетью.

В регионах дело обстоит попроще — там и земля дешевле, и меньше затраты на персонал. Одной из первых на этом рынке, в 2000 году, появилась уже узнаваемая цепочка Heliopark Group. Трех- и четырехзвездочные гостиницы под этой маркой можно встретить, кроме Москвы и Подмосковья, в Туле, в Ельце, под Челябинском, в Пскове, в Тверской области и в Анапе. Компания «Русские отели» пока может похвастать всего двумя объектами: четырехзвездочным спортотелем с нежным названием «Гладенькая» в Саяногорске и роскошным пятизвездочным «Родина» в Сочи. В планах — реконструкция «Волны» в Нижнем Новгороде и «Яхонта» в Красноярске. Ginza Project, создатели модных московских и питерских клубов вроде Sorry, Babushka, планируют открыть невиданный доселе бутик-отель в Петербурге, а после, возможно, перерасти в сеть. А компания Amaks Grand Hotels в 2004 году скопом купила 14 гостиниц по всей России, учинила в них глобальный ремонт и под авторитетным началом также объединила в одну цепочку. Имена этих гостиниц не выдают владельца, зато уже вошли в разряд рекомендуемых. Среди них «Премьер-отель» в Перми, «Золотое кольцо» во Владимире, «Валдайские зори» на Валдае, «Сафар-отель» в Казани, «Шахтер» в Ессентуках. Далекоидущие планы и у сети «Азимут»: они уже сейчас выстроили от Санкт-Петербурга до Владивостока более десятка крупных отелей. «Мотель-сервис» начал с отеля Douglas на 25 номеров под Наро-Фоминском и планирует продолжать благодатное дело придорожных гостиниц на автомобильных трассах в Московской, Тверской, Ленинградской, Нижегородской и Псковской областях. «Максима Хотелс» пока оперируют тремя вместительными отелями в Подмосковье — «Максима Заря», «Максима Ирбис» и «Максима Славия», ориентированных на бизнес-гостей. Гостиничным делом занялись и сразу несколько туристических фирм — «Интурист», «Ланта-тур», KMP-group, «Академсервис».

Объединять отели в одну сеть выгодно. Сеть предполагает унификацию стиля, а значит, и снижение расходов. Хотя, конечно, российским компаниям в этом плане сложнее: новых названий много, а ассоциаций они пока никаких не вызывают. Чтобы заработать хорошую репутацию, нужно время и, конечно, качественный сервис. Куда легче выходить на рынок с уже известным именем. Скажем, компании «Сити-Отель» повезло: в прошлом году она достигла соглашения о том, что все ее гостиницы будут работать под брендом Best Western. Все филиалы в названии обретут узнаваемую приставку на английском языке, а это, конечно, важный пункт для появления доверия к гостиницам у туристов. Пока строятся 5 филиалов, в ближайших планах — еще 36 по всей стране.

В целом гостиницы в России множатся в геометрической прогрессии: капитально восстанавливают старые или строят новые. Параллельно с этим, естественно, растут и цены. К этому факту стоит привыкать. Номера в новых гостинцах на Золотом кольце, в Астрахани или Уфе вряд ли будут ниже $100 за сутки на двоих. Такова нынче плата за комфортабельные условия для путешествий по России.

Ошибка в тексте
Отправить