перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Ему исполнилось 95 лет, и это очень продвинутый художник» В России возникла самая дорогая художественная премия в мире: как это возможно

«Афиша» попросила экспертов прокомментировать ситуацию вокруг премии имени живописца Пластова — ее фонд составляет рекордные 500 тысяч фунтов стерлингов, которые в том числе дает правительство небогатой Ульяновской области.

архив

Премия имени советского реалиста Аркадия Пластова, автора картин «Весна» и «Фашист пролетел», существует уже два года, а ее лауреатами уже успели стать президент академии художеств Зураб Церетели и вице-президент академии художеств Таир Салахов. Но внимание общественности она привлекла только сейчас, когда была обнародована увеличенная сумма ее призового фонда, который составит 500 тысяч фунтов стерлингов. Таким образом учрежденная по инициативе правительства Ульяновской области, где родился художник, и лично губернатора Морозова премия стала самой крупной в мире. Вручается она за достижения исключительно в области реалистического искусства. Презентация премии только что прошла с участием губернатора в Лондоне, причем проводилась она в здании аукционного дома MacDougall's: организаторы объясняют это международными амбициями премии. По задумке учредителей, она должна способствовать прославлению отечественной реалистической школы по всему миру и стимулировать развитие этого направления в искусстве.

Против: «Это так по-русски, чтобы у нас было больше, чем у всех, круче, чем у всех и ярче, чем у всех»

Юрий Альберт

художник

«Тут вопрос финансовый — откуда деньги и может ли себе дотационная Ульяновская область такое позволить. Что я могу сказать про этот тип искусства? По-моему, это мертвое занятие, как сочинение сонетов и рондо или фехтование на самурайских мечах. К реализму в классическом понимании все это не имеет отношения — это стилизация и имитация. Но я думаю, что организаторы и потенциальные получатели этой премии тоже нелестного мнения о том, что я делаю. Так что, если средства больше не на что потратить, — чем больше разных премий, тем лучше. Спрашивать, какое это произведет впечатление на англичан, бессмысленно — это может произвести впечатление только на приглашенных на презентацию, остальные об этом и не узнают — в Лондоне слишком много всего происходит».

 

 

40000 фунтов стерлингов — общий призовой фонд премии Тернера, которую вручает «Тейт Британия»

 

 

Михаил Миндлин

Директор ГЦСИ, председатель оргкомитета конкурса «Инновация»

«Для меня создание этой премии совершенно загадочный жест, могу предположить, что это, знаете, так по-русски, чтобы у нас было больше, чем у всех, круче, чем у всех, и ярче, чем у всех. Впрочем, если вся эта сумма делится на 16 номинаций — это ситуация несколько иная, чем если бы она вручалась одному человеку. Премию Пластова сравнивают с Turner Prize и с премией Hugo Boss, а Turner Prize — это всего лишь 25 тысяч фунтов одному победителю. Но если 500 тысяч фунтов идут не в одни руки, то это другое дело. В основе культуры лежит экономика, и без финансовой поддержки нельзя развиваться, но даже в результате денежных вливаний актуальным реалистическое искусство вряд ли станет, потому что это пройденный этап в истории мирового искусства. Это уже случилось, уже произошло — сегодня другой мир и другие приоритеты, эстетические ценности. И с таким же успехом можно поддерживать средневековое искусство, или, например, древнегреческое искусство».

За: «Есть хорошие предприниматели, которые помогают»

Татьяна Пластова

Ответственный секретарь комиссии по присуждению премии им. Аркадия Пластова,
президент фонда им. Аркадия Пластова

«Премия присуждается уже второй год, учредители ее — правительство Ульяновской области, Союз художников России и Фонд Пластова. Это, конечно, не частная премия, так как ее инициатором является Ульяновская область, но фонд составляется из спонсорских денег. Существует представительное жюри. Присуждение идет на высоком уровне, и творческом, и искусствоведческом. Мы, как семья, отвечаем за чистоту этой премии, поскольку это наша личная ответственность. В этом году премию могут получить и Дмитрий Дмитриевич Жилинский, и Виктор Иванович Иванов, и Владимир Николаевич Сидоров — слава нашего современного искусства, продолжатели классических традиций. Могут номинироваться музейные проекты — например «Воображаемый музей», выдающийся проект Ирины Александровны Антоновой и ее коллектива. Мы награждаем и учебные заведения, обязательно должен быть отмечен питерский институт имени Репина.

У нас вообще столько не отдано долгов, дело даже не в деньгах, а во внимании, которое должно быть привлечено к нашим лучшим достижениям: русское и советское искусство ХХ века — это сокровище, которое наша страна внесла в историю мирового искусства. Это заслуга, и западные искусствоведы это признают. Выставка лауреатов премии, которая прошла в Лондоне, собственно, и была попыткой показать наши достижения западным искусствоведам и коллекционерам.

 

 

100000 долларов — общий призовой фонд премии Hugo Boss, которую вручает музей Гуггенхайма

 

 

Почему в Лондоне? А потому, что было принято решение заявить о премии на мировом уровне. И в прошлом году за вклад в изучение российского искусства премию получил именно западный исследователь, Верн Свансен из штата Юта, он долгое время был директором музея в Спрингвилле и написал ряд замечательных трудов по истории нашего искусства ХХ века. Среди американцев он — самый выдающийся специалист по искусству этого периода и по Пластову.
Удивление по поводу гигантской суммы премии — это просто недопонимание. Эта гигантская сумма разделена на 15 разных номинаций: в прошлом году получили и Церетели, и Салахов, а Церетели пожертвовал свою премию Ульяновской художественной школе — это, скорее, премия чести и достоинства. Есть миллионные премии, они вручаются выдающимся людям, произведения которых дороже стоят, чем эта награда. Но средний размер премии — это где-то 300 тысяч рублей, есть номинации по 500 тысяч, 200 тысяч молодым художникам, 300 тысяч за выдающиеся достижения последнего периода. И то мы не можем наградить всех выдающихся мастеров, которые выдвигаются. Не такие большие суммы художники в итоге получают. Я слышу все эти разговоры, что слишком большие деньги и можно их было бы потратить на хозяйственные нужды. Но не было бы искусства Возрождения, если бы такие личности, как Лоренцо Медичи, не заказывали бы художникам произведения».

 

 

35000 евро — максимальный размер премии Марселя Дюшана, которую вручает Центр Помпиду

 

 

Виктор Глухов

Председатель правления МСХ

«Технически Союз художников не связан с премией, но они нас приглашают к участию. У Пластова была мастерская в доме Союза художников на Верхней Масловке, и уже независимо от премии есть хорошие предприниматели, которые помогают Союзу, и скоро мы получим возможность отремонтировать в этом доме фасад, мастерскую Пластова и доску мемориальную повесить. Есть такой предприниматель — Ананьев, который покупает искусство шестидесятников и собрал очень большую хорошую коллекцию, дай бог ему здоровья, — он основал Институт реалистического искусства. Из живущих художников, которые, на мой взгляд, могли бы на эту премию претендовать, я бы назвал Андрея Андреевича Тутунова, ему исполнилось 95 лет, и это очень продвинутый художник. Потом есть замечательный мастер, который работает в духе импрессионистического реализма, такой Виктор Куколь, он пишет очень красивые натюрморты в духе Кончаловского. Из старшего поколения многие ушли, хотя вот Виктор Иванович Иванов жив, он в свое время прогремел темой рязанской земли, рязанской деревни. Все это искусство опирается на конкретную жизнь места, в котором художники родились, где они жили и любили родину. Вот много говорят «патриотизм, патриотизм» — да вот он так и воспитывается, патриотизм, когда я где-то родился, это место любил и посвятил ему свое творчество. И об этом месте все узнали».

Ошибка в тексте
Отправить