перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Объекты «Музейпрома» Александр Шабуров и компания придумывают новые российские сувениры

Художник Шабуров из «Синих носов» и сотрудники Ассоциации менеджеров культуры начали выпускать сувенирную продукцию для российских городов и музеев: от затейливых карт до значков с шутками.

архив

Бюро «Музейпром», куда входят несколько сотрудников Ассоциации менеджеров культуры и художник Александр Шабуров из арт-группы «Синие носы», разрабатывает новые национальные сувениры. Их метод состоит в следующем: они ездят по российским городам, музеям и усадьбам, находят какие-нибудь милые особенности и придумывают с ними футболки, кружки, керамические тарелки и прочие вещицы, которые затем продаются в музеях и магазинах города. Например, для города Егорьевска бюро выбрало легенду о том, что слово «объегоривать» пошло именно отсюда. Объясняется это так: город находился на границах нескольких княжеств, поэтому жители не платили дань никому, объясняя это каждый раз тем, что к ним уже приходили соседи. Теперь на егорьевских открытках и книжных закладках красуются лица известных российских авантюристов, среди которых Мавроди и Кашпировский.

Сейчас у проекта есть сувениры для Находки, Коломны, Куликова поля и некоторых московских музеев. К примеру, по заказу «Булгаковского дома» была нарисована карта булгаковских мест Москвы, для обновленной Бородинской панорамы делают гид по экспозиции, а в Политехническом музее будут продаваться открытки и блокноты с электротехником Яблочковым и автомобилем  Руссо-балт. А некоторые вещи работают с национальными мифами и мемами без географической привязки: в частности, у «Музейпрома» есть значки с девизами вроде «Мочить в сортире» или «Гудбай, Америка, о-о-о». Без афоризмов Достоевского и Толстого тоже не обошлись, как и без матрешек и Георгия Победоносца: впрочем, они представлены в довольно карикатурном виде. Сейчас купить продукцию «Музейпрома» можно в сувенирных лавках музея «Огни Москвы», «Булгаковском доме», в «Культтоварах» в ЦДХ, а также в магазинах «Циолковский» и «Шалтай-Болтай». Кроме того, бюро «Музейпром» выпустило книгу «Как сделать музейный магазин. Вход и выход через сувенирную лавку», в которой говорится о том, как сделать сувенирный магазин прибыльным. Кому интересны советы про то, как монетизировать местные легенды или как правильно разложить футболки на прилавке, — купить книгу можно, связавшись с администрацией «Музейпрома». 

 

Инна Прилежаева

Учредитель бюро «Музейпром», директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры

«Несколько лет назад государство разрешило ассоциациям культуры зарабатывать деньги. Правда, оказалось, что не все понимают, как теперь этой свободой пользоваться. Поэтому «Музейпром» занимается еще и консалтингом: мы ездим по музеям и разъясняем, какие бывают музейные магазины, как формируется ассортимент, как определяется ценовая политика. Мы хотим показать, что в каждом городе есть своя диковина. Еще у нас есть серия Russian For You для иностранцев. Смысл в том, чтобы через четыре простые картинки объяснить важные русские слова или передать дух места — от Михайловского до Кремля. Еще есть серия суперкоротких гидов по городам. Этими вещами пользовались немецкие бизнес-тренеры, которые адаптируют к российской среде разных топ-менеджеров, — они говорят, что наша продукция помогает немцам перестать бояться выходить на улицу после восьми вечера».

 

Александр Шабуров

Автор художественной концепции проекта «Новый российский сувенир»

«Так сложилось, что объекты культурного наследия, которые хранится в исторических музеях, — они как бы сами по себе. Если вы вспомните любой театр, то там есть и магазины, и буфеты, а в музее — никаких новых интерпретаций. Последнее время очень модно говорить о разработке брендов — какую-нибудь картинку формальную сделают и ляпают ее повсюду. А у нас другой подход, главное в нашем проекте — интересное содержание. Расширение контекста. Например, если мы делаем сувениры для музея-панорамы, то на них будет информация о том, какие вообще в России и мире есть панорамы, кто их придумал, как они устроены. Главное — чтобы музеи не замыкались в своем мирке, а отталкивались от современности и массовой культуры».

Ошибка в тексте
Отправить