перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Теория больших дел Дарья Жукова и новый культурный пейзаж

Светская девушка международного значения когда-то изучала гомеопатию, но в Москве и Петербурге сыграла по-крупному: в основанном ею «Гараже» проходили мощные выставки современного искусства, новый «Гараж» она строит силами лучших мировых архитекторов, а Новую Голландию в Петербурге превращает в хипстерский рай. «Афиша» поговорила с Дашей Жуковой и теми, кто ее окружал все годы культурных реформ.

архив

Фотография: Eric Guillemain/Photo Senso

 

2004–2005

Выросшая в Америке дочь нефтяного бизнесмена и микробиолога Дарья Жукова переезжает в Москву, посещает светские вечеринки, встречается с Маратом Сафиным и знакомится с Ксенией Собчак и Полиной Дерипаской

 

 

Ксения Собчак

«В 2005 году Даша Жукова училась в Лондоне на гомеопата и встречалась с Маратом Сафиным. А так как близким другом Марата был мой приятель Леонид Нерушенко, мы и подружились. Даша всегда была красавицей и отличалась от русских барышень воспитанностью и интеллигентностью. Она очень нравилась моим знакомым мужчинам. И когда мы где-то появлялись вместе, все спрашивали меня: «А кто эта девушка?» Даша все никак не могла найти для себя какое-то интересное занятие. Когда она только что приехала из Америки, первый ее вопрос был: а почему у вас нет благотворительных балов? Мы стали изучать этот вопрос и пришли к мысли, что благотворительность в России была сильно скомпрометирована в 1990-е годы, — и оставили эту затею. Надо сказать, что современным искусством Даша увлеклась задолго до встречи с Абрамовичем. Девушка ее отца Света Мещанинова много лет уже организовывает выставки. Другое дело, что Даша как настоящий визионер сумела развить любовь к искусству в широкий проект и пошла куда дальше, чем если бы просто открыла галерею. Даша вообще такой человек: если ее что-то интересует, она нанимает специалистов, разбирается в этом вопросе, учится. Когда мы с ней только познакомились, ее, естественно, интересовал теннис, и она ездила на все матчи. При этом она всегда любила моду, хоть и не была на ней зациклена. Помню, в 2008-м мы поехали на шопинг в Париж, и, несмотря на то что она из богатой семьи и что ее папа миллионер, у нее не было манеры, свойственной всем обеспеченным русским девушкам, — прийти в магазин и купить все».

 

 

Евгения Милова

светский обозреватель газеты «Коммерсант»

«В феврале 2004-го теннисист Марат Сафин пришел на 30-летие к своему товарищу Евгению Кафельникову с новой «невестой» Дарьей Жуковой. Надо сказать, что быть новой невестой Сафина не самая почетная миссия. Если всех его девушек поставить в ряд — всех этих бесконечных солисток группы «Блестящие», — то сразу будет видно, что Дарья — главный неспортивный трофей Сафина. Но именно во время отношений с Маратом Дарья завела знакомства, которые позднее превратились в крепкую дружбу, — с Полиной Дерипаской и Шахри Амирхановой: пару лет эта троица была не разлей вода. В марте 2006-го была вечеринка по случаю 10-летия журнала Harper’s Bazaar — она проходила в страшно модном на тот момент заводе «Арма». Выступала Земфира, и по залу прогуливались тогда еще депутат Госдумы Сергей Капков, совладелец «Ингосстраха» Александр Мамут и губернатор Чукотки Роман Абрамович. И что бы мы делали без Ксении Собчак! Которая сочла необходимым обратить внимание умеренно заинтересованных лиц: а не находят ли они странным, что Роман Аркадьевич не отходит от Дарьи Александровны. А через год пришла новость из Лондона: Ирина Абрамович намерена подать на развод. Отношения Жуковой и Абрамовича уже стали достоянием массовой прессы типа «Комсомольской правды» и The Sun. Отдельного описания стоило открытие ресторана «Бистро» в феврале 2007-го. Даша пришла туда с папой, который вел ее за ручку, а она буквально не поднимала глаз. Они сели за отдельный столик на двоих, на них тут же налетели фотографы. Но прежде чем взглянуть в их объективы, Даша вопросительно посмотрела на отца, и было видно, что она не понимает, как ей дальше быть, жить и все такое. Но потом, конечно, поняла».

Фотография: ИТАР-ТАСС

 

2007

Вместе с подругой Кристиной Тан, дочерью гонконгского миллиардера и основателя корпорации Shanghai Tang Дэвида Тана, запускает марку одежды Kova & T. Почти сразу же бренд появляется в Москве

 

 

Полина Киценко

совладелица бутиков Podium

«Мы были шапочно знакомы с Дашей через Шахри Амирханову, которая и рекомендовала мне обратить внимание на линию одежды Kova & T. Это был классный японский деним, из которого шились джинсы с очень хорошей посадкой, плюс какие-то майки, легкие несложные платьица и курточки. Словом, все то, что я называю молодежным prêt-à-porter с джинсовым уклоном. Даша сама модница и всегда понимала, что даже самым искушенным девушкам зачастую не хватает простых вещей — из той серии, что чем меньше на себя наденешь, тем лучше. Да, она носила вещи Kova & T. Но Даша не из тех людей, которые что-то рекламируют, кого-то уговаривают. Я не испытывала никакого давления с ее стороны, когда просматривала коллекцию: что мне самой понравилось, то я и привезла в «Подиум». Важный момент: Даша Жукова в то время была просто Дашей Жуковой. В хорошем смысле этого слова. Это было до всего! И до «Гаража», и даже до того, что было до «Гаража», — если вы понимаете, о чем я. Занимается ли маркой Даша сейчас, я не знаю, лучше ее саму об этом спросить. Она вообще очень системный человек. Если чем-то занимается, то все у нее получается очень здорово. Все знают про то, какая она креативная, но мне кажется, что еще в ней сидит хороший управленец и организатор».

 

На пару с Полиной Дерипаской занялась сайтом Spletnik.ru

 

 

Татьяна Никонова

координатор контентной группы сайта «Культура.рф», основатель сайта Spletnik.ru

«Сплетник» был моим любительским проектом. Мы делали его вместе с моей подругой Ольгой Володиной и фотографом Алексеем Юшенковым. У нас не было никаких коммерческих идей — мы просто занимались тем, что было интересно. Постоянно ходили на какие-то вечеринки, искали интересные истории. Например, я помню, что приехала Дита фон Тиз, и у нее были туфли на два размера больше! Через несколько месяцев такой жизни я получила таинственный звонок. Некий человек сказал, что у него есть ко мне коммерческое предложение, и пригласил на встречу. «Пройдете в такой-то переулок, — объяснял он, — и зайдете под вывеску «Сауна». Я испугалась, но решила все же пойти. Только дала телефон этого человека своему мужу и сказала, что если не перезвоню через полчаса — пусть вызывает милицию. Когда я туда пришла, то обнаружила не сауну, а офис, и в нем Полину Дерипаску и Дашу Жукову. Они сказали: а давай мы сделаем из тебя русского Перца Хилтона. Надо сказать, что обе мои начальницы сразу попросили ввести их в курс дела. Например, Даша попросила меня показать ей административную панель и рассказать, как мы выставляем теги, как делаем записи. А когда мы делали новый дизайн и заказывали новую CMS, вариантов логотипа было сделано несколько десятков».

Фотография: РИА «Новости»

 

2008

Запускается работа по строительству «Гаража»

 

 

Алина Сапрыкина

арт-директор Artplay, в 2008–2009-м пресс-атташе центра «Гараж»

«Мы познакомились с Дашей Жуковой весной 2008 года. Она пригласила меня на обед, чтобы рассказать о готовящемся проекте «Гараж». А на следующий день перезвонила и спросила, нашла ли я время, чтобы посетить Бахметьевский гараж: «Мы там залили бетоном пол. И как он вам, пол? Не кажется ли вам, что надо залить еще раз?» Это меня поразило — и то, что ее волнует заливка пола, и то, что ей важно мое мнение по этому поводу, притом что мы первый день знакомы. Первое время в московском офисе «Гаража» работало человек пять и примерно столько же в лондонском, мы все делали вместе, ощущение было — как у космонавтов, которые готовятся к полету. График работы был очень жестким — до трех, до четырех часов ночи, при этом следующая встреча могла быть назначена уже на девять утра. Мы встречались за кофе и анализировали, как прошло вчерашнее мероприятие. Такой ритм для Москвы нетипичен, и многие объясняют это разницей российского и западного менталитета, но я думаю, дело в самой Даше. У нее просто потрясающая работоспособность. Помню, как «Афиша» снимала Дашу на обложку в сентябрьский номер 2008 года. Все горит, номер уходит в печать, нужно срочно согласовывать фотографии, а она шлет мне СМС, что все посмотрит, но — через 30 минут. А я в это время смотрю дома телевизор и вдруг вижу ее на трибуне стадиона в Монако, где «Зенит» и «Манчестер Юнайтед» играют за Суперкубок УЕФА».

 

 

Михаил Елизаров

писатель, работал продавцом в книжном магазине при «Гараже»

«Я очень люблю те полтора года — с февраля 2009-го по ноябрь 2010-го, — что я проработал в «Гараже». Борис Куприянов пригласил меня и Алексея Цветкова — в качестве книжных звезд — для обеспечения  яркости магазина. Не знаю, насколько мы справились с этой задачей. Важно сказать, что в нашем магазине были книги, которых не было больше нигде ни в России, ни в Москве. Да, мои коллеги делали классный магаз! Лично меня не интересовало, приносит ли магазин доход. Я считал, что следить нужно преимущественно не за тем, кто и сколько покупает, а за тем, чтобы на полках у нас появлялись книги, интересные умной читающей публике. И чтобы цены были для этих вот людей, а не для каких-то странных персонажей. Случалось, приходил человек и скупал книги на сумму, на которую обычная российская семья из четырех человек могла бы жить полгода. Сомневаюсь, что Даша участвовала в выборе книг. Мы ее редко видели. Изредка слышали шепоток охранников — «идет-идет, Жукова-Жукова», — после чего мимо нас проходила невысокая брюнетка. Абрамович несколько раз заглядывал с десятком охранников — увесистых и зыркающих людей, всегда располагавшихся по периметру, — скромно так бродил по магазину и листал книги. Не купил ни одной. Закончилось все — для нас, по крайней мере, — спустя полтора года. Когда в работу магазина стал вмешиваться так называемый Офис. В магазине было решено продавать мягкие игрушки и футболки — я им еще предлагал не останавливаться и начинать торговать сахарной ватой и колой. После ухода Куприянова на полгода воцарился управляемый хаос, потом Офис пригласил антикризисного менеджера с гениальной капиталистической идеей — надо вполовину сократить сотрудникам зарплату. На этом мы с Алексеем уволились».

 

12 июня 2008

Открытие Центра современной культуры «Гараж», со всего мира съезжаются галеристы, кураторы, художники. Поет Эми Вайнхаус

 

 

Алина Сапрыкина

арт-директор Artplay, в 2008–2009-м пресс-атташе центра «Гараж»

«На ту вечеринку попали немногие. На открытие приехали крупнейшие фигуры в мире современного искусства — Гагосян, Пино, Джефф Кунс, все-все-все. Выступала Эми Вайнхаус — все ожидали каких-то эксцессов, но она отработала крайне профессионально; кстати, мне показалось тогда, что ее знаменитая «расфокусированность» на сцене — просто хорошо отрепетированный прием. И кажется, именно на этой вечеринке состоялось первое публичное выступление Даши Жуковой. Она произнесла приветственную речь, на русском и английском, а потом в абсолютно темном зале подошла к инсталляции Рафаэля Лосано-Хеммера, взяла в руки датчики, и лампочка начала пульсировать в такт ее сердцебиению. К ней присоединились другие гости, датчики считывали ритм их сердца, зажигались все новые лампочки — пусть это прозвучит пафосно, но «Гараж» тогда буквально освещался биением наших сердец».

 

 

Евгения Милова

светский обозреватель газеты «Коммерсант»

«Пригласить Эми Вайнхаус — это был большой риск. За нее заплатили гигантские деньги, звучала цифра в миллион фунтов. Эми разве что не связанной держали в номере, чтобы она не успела ничего с собой сотворить до выступления. Впрочем, концерт она все равно давала в абсолютно нетрезвом виде. Это было удивительно: она попадала в ноты, но не попадала в микрофон. Ее шатало. Если бы микрофон был привязан ко рту, мы бы услышали хороший концерт, а так — было слышно только подпевку и отдельные ноты. Я бы вообще сравнила это выступление с издевательством над больным животным: когда старенького облезлого медведя заставляют бить в бубен. Но никто из присутствующих моих переживаний не разделял — все счастливо плясали и к состоянию артистки относились как к должному».

Фотография: Fotobank

 

сентябрь 2008

Открывается «Гараж». Впервые за много лет в Москве выставляется Илья Кабаков

 

 

Иосиф Бакштейн

куратор, комиссар Московской биеннале современного искусства

«Началось все с того, что я решил сделать выставку Ильи Кабакова в Москве. Процесс застопорился в самом начале: ему не нравилось ни одно пространство в Москве. Ни Третьяковка, ни Манеж — ничего. И тут я случайно узнал, что существует такой вот гараж, и что принадлежит он хасидской синагоге «Хабад-Любавич», и что у меня там есть знакомый. Конкретно — Александр Моисеевич Борода. Мы встретились, поговорили, и через месяц Борода познакомил меня с Дашей Жуковой. Вскоре после этого Роман Аркадьевич поддержал реконструкцию «Гаража». И летом 2008-го в гараже начался сложнейший монтаж гигантской инсталляции Ильи Кабакова в 5000 квадратных метров — одной из самых выдающихся его работ, по собственному признанию художника. Даша с самого начала включилась во всю эту историю. С Кабаковым я ее познакомил в аэропорту, кажется, Франкфурта. Знаете, я долго не мог понять, откуда это в ней — образованность и интеллигентность. Но потом она познакомила меня со своей мамой — Леной Жуковой. Милейшая женщина, которая уехала из Москвы в конце 1980-х и сохранила, живя в Америке, ауру либеральной московской интеллигенции тех времен. И передала ее дочери».

Фотография: Владимир Филонов/ИТАР-ТАСС

 

июнь 2011

В рамках Венецианской биеннале Даша Жукова устраивает ­вечеринку в отеле Bauer, удачно совпавшую с ее 28-летием. Гостям вечер запоминается толкотней и огромным количеством знаменитостей

 

 

Федор Павлов-Андреевич

художник, директор галереи «На Солянке»

«Осмысленно я с Дашей виделся, может, дважды. Один раз она посадила меня за стол у себя на ужине в честь Кабаковых. А второй раз мы с ней в «Симачеве», кажется, танцевали. Могу сказать так: Даша Жукова очень хорошо танцует, и когда я попытался, скажем, смешать самбу с полькой, ее это совершенно не смутило. Я ей тогда еще сказал, что вот ведь она, видимо, и не знает, что у нее в «Гараже» был мой перформанс. А она ответила, что нет, очень даже знает, — но, по-моему, она просто деликатный человек. Вообще, по ней можно судить, насколько склонен к светскости тот или иной художник, куратор или директор музея. Есть такие, которые при ней начинают меняться, кривить лицо и говорить чужим голосом, — вот эти всегда рады затесаться куда-то, где она есть. А есть те, кому все равно, — и эти, по-моему, самой Даше куда больше нравятся, но получается, что первых вокруг все равно больше. На всякой ее вечеринке будут обязательно какие-то селебы или powers. В Венеции некоторые из них, не в силах преодолеть толпу у входа (хотя в этой толпе стоило потолкаться — можно сразу было решить массу вопросов в области карьеры и личной жизни), брали гондолы и подгребали к террасе, на которой проходила вечеринка. Я, кстати, по доброй воле помогал девушкам перелезать через забор — пара очень дорогих платьев порвалась, но всем понравилось. А такие девушки все равно ведь одни и те же платья дважды не выгуливают».

Фотография: ИТАР-ТАСС

 

июль 2011

В Петербурге открывается Новая Голландия

 

 

Дарья Жукова

основатель фонда «Айрис»

«Я москвичка, но очень полюбила Питер. Я чувствую  там очень сильную креативную энергию. И нам хотелось бы взаимодействовать с этим творческим духом, поэтому в Новой Голландии мы стремимся собрать разных людей и их проекты и в будущем превратить ее в некую творческую платформу. Другое дело, что сегодня сам комплекс зданий Новой Голландии находится в непригодном для использования состоянии. Вот почему здесь нельзя пока организовать биеннале, но можно делать небольшие выставки, которые мы уже провели в сотрудничестве с разными галереями, от московской «Победы» до берлинской Peres ­Projects. При этом как проект Новая Голландия намного шире «Гаража». «Гараж» — это центр современной культуры. Здесь можно посмотреть выставку, послушать лекцию, посмотреть кино или посидеть в кафе. Новая Голландия — это огромное пространство. Сегодня у нас есть только открытая площадка, которая сама диктует свое содержание: это и парк, где можно поваляться на газоне, и рынок с разной уличной едой и винтажной одеждой, и лавка с органическими продуктами и своим собственным огородом, и место для спектаклей и рок-концертов».

Фотография: Валерий Мельников/РИА «Новости»

 

ноябрь 2011

В «Гараже» открывается огромная выставка Марины Абрамович

 

 

Антон Белов

директор Центра современной культуры «Гараж»

«Дарье очень понравился проект Марины Абрамович в Нью-Йорке, в MoMA, и она решила сделать выставку в Москве. К моменту открытия она уже была знакома с Мариной, и сама Абрамович жаловалась, что в трудные моменты жизни пользуется сходством своей фамилии с фамилией Романа Аркадьевича. Например, приходит в ресторан и, если видит, что свободных столиков нет, объявляет, что она не АбрАмович, а АбрамОвич — сестра. Смешная была история про то, как «Гараж» посетила королева Бельгии. Нам заранее позвонили из службы протокола и сказали, что королева посетит выставку Уилльяма Кентриджа, а вот на выставку Абрамович не пойдет. Я пытался смягчить ситуацию: возможно, говорю, стоит ей все-таки предложить? А мне ответили: «Нет, она не любит и считает, что все эти голые люди — это ужасно». Приехала бельгийская королева — женщина в летах, очень благообразная, — посмотрела Кентриджа. А потом спрашивает: «А там что?» Мы говорим: «А там у нас выставка Марины Абрамович». Она: «С удовольствием посмотрю, что это такое». Заходим в комнату с перформансами, где обнаженные люди стоят и мимо которых нужно пройти. Королева в ужасе, но стоит на своем: «Я пойду дальше». После мы час просидели с ней в кафе, обсуждая выставку. Да, ей не понравилось, но ей было интересно понять, почему все так».

Фотография: ИТАР-ТАСС

 

октябрь 2012

В парке Горького открывается новый «Гараж» по проекту архитектора Сигэру Бана

 

 

Дарья Жукова

основатель фонда «Айрис»

«Мы всегда думали о «Гараже» как об общественном пространстве, которое работает 7 дней в неделю и открыто абсолютно для всех. Я не могла предвидеть, насколько популярным оно станет, — в любом случае этот проект был бы для меня столь же важен, если бы реакция на него оказалась гораздо более скромной. Но случилось так, что у нас быстро появилась большая аудитория, — и «Гараж» стал по-настоящему общегородским проектом. Нам ничего не оставалось, как расти вместе с нашей аудиторией, расширяться и запускать образовательную программу, детские события, теперь еще и программу поддержки молодых художников. Мне всегда хотелось сделать «Гараж» не просто выставкой достижений мирового искусства, но и площадкой, где растут русские художники, где поддерживаются творческие инициативы. Когда мы только открылись, мы просто показывали то, что нам нравится, и то, что мы могли привезти в Россию и были способны выставить (в старом «Гараже» можно было адекватно представить не любое произведение искусства). Сейчас на нашей новой площадке стратегия будет разрабатываться более детально, у нас будет главный куратор, составляющий выставочную программу, и так далее. А почему после нашей площадки появились другие, подобные нам? Я думаю, тут дело в аудитории. «Стрелка», обновленный парк Горького, центр Artplay, в котором я недавно впервые побывала, — это все пространства, интересные прежде всего молодежи, людям от 18 до 30 лет. Это более интернациональная публика, которая меньше попадает под стереотипы того, как выглядит или как общается более старшее поколение русских. Как только таких людей в России стало заметно больше — начали появляться такие места. «Гараж» — это мое видение, я сильно вовлечена в процесс. Я Колхасу (голландский архитектор Рем Колхас должен построить следующий павильон для «Гаража» в парке, переделав его из заброшенного ресторана «Времена года». — Прим. ред.) не просто звонила, я его замучила. Я должна была потрогать все строительные материалы, которые он собирается использовать: от того, чем он планирует выстелить крышу, до обшивки стен в туалете. Мне кажется, что архитекторы должны очень четко понимать, чего хочет клиент. Я — как раз такой клиент, который способен точно сформулировать свои пожелания. При этом я не вмешиваюсь в работу наших выставочных кураторов, не притворяюсь, что лучше их понимаю в искусстве, — я не претендую на эту роль».

Ошибка в тексте
Отправить