перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Читатели заплатят за патроны

архив

Печатные издания подорожали на 20%

«Почти детьми торгую, почему же дешево должно цениться то, что на крови и семени замешено», – говорил издатель собственных книг Василий Розанов в конце позапрошлого века. «И в новом веке книга – лучший подарок» – гласит вывеска в торговом зале магазина «Москва». Покупатели прохаживаются между книжными развалами «Гарри Поттера», рекламными плакатами новинок от Александры Марининой и портретами Владимира Путина. На первый взгляд никаких изменений, кроме одного: в России введен 20%-ный налог на книги. «Апокалипсис нашего времени» Василия Розанова оценивается в 71 р. «А совсем недавно, – жалуется мужчина в полосатом шарфе, – Василия Васильевича отдавали за 56», – и поджимает нижнюю губу.

Главный редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов призывает не переживать по поводу случившегося: «Книги в России должны стоить дороже. Всем известно, что за границей книги стоят дорого, потому западные издатели устраивают настоящие презентации книжных новинок и платят настоящие гонорары авторам».

«Господин Гаврилов книжки не выпускает, – кричит в трубку директор издательства Ad Мarginem Александр Иванов. – Он же не понимает простой арифметики. Сумма уйдет не издателю и не автору на гонорар, она пойдет на покупку патронов. Пушкин, Толстой, Лермонтов будут работать на оборону. А что касается Европы, то Великобритания, например, по количеству книжных названий лидирует, при этом на книжном рынке этой страны действует нулевой процент на добавленную стоимость». Издатели нервничают, а писатели пока не совсем понимают, как введение налога отразится на их судьбе. «До середины февраля я не готова комментировать происходящее на книжном рынке», – говорит Татьяна Толстая.

«Да Татьяна Никитична вообще в шоколаде. Ее авторские гонорары, пожалуй, самые большие в России, – продолжает Иванов. – Гонорар платится от издательской цены. Так что их гонорары еще повысятся».

«В книжных творится полная неразбериха, – добавляет Алексей, продавец магазина Shake-speare & Co. – Крупные магазины еще в декабре повысили цены на 25%, и нам приходится. Никто ничего не знает про «новые цены», проще говоря, их просто нет, и вот это читателю как раз не объяснишь».

Николай Охотин, координатор книжных проектов «О.Г.И.», также находится в унынии: «Боюсь, что элитарная и мелкотиражная литература может вообще исчезнуть». «Я вам скажу, зачем все это делается, – продолжает Александр Иванов. – Государство воспользовалось известным инструментом выравнивания рынка. 3-4 типографии можно хорошо контролировать. Вообще, Путина с Касьяновым нужно отправить в Лондон, пусть они походят там по книжным магазинам, с которыми работают большие, средние и крошечные издательства, – им никто не мешает».

«Лично мне никогда не нравилось, что книги покупали, как дрова, – считает Владимир Сорокин, печатающийся в издательстве Иванова. – Ведь книги – это своеобразный наркотик. Мне кажется, наркотики должны стоить дорого». «Мы потеряем еще одно поколение, – переживает Александра Маринина. – Моего племянника невозможно заставить читать. Единственное, на что он согласился, – «Гарри Потер». Цены растут, и книгам будут предпочитать компьютер. Так наши дети не узнают прелести держать в руках рукописные листы».

По крайней мере, вывеску, что висит в магазине «Москва», правильнее было бы переделать. В 2002 году книга стала еще лучшим подарком. Всегда приятней, когда тебе дарят что-то дорогое. Кстати, цены на журналы также повысились. В частности, удовольствие держать в руках «Афишу» стало дороже на 7 р.

Ошибка в тексте
Отправить