перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Московская биеннале-2013 11 главных выставочных проектов

20 сентября открывается Московская биеннале современного искусства — в течение месяца в городе будут идти сильнейшие выставки года, от Основного проекта до Балдессари в «Гараже», от Бойса до Вайса, от воскрешения Кулика в роли собаки до хеви-метала. «Афиша» выбрала 11 проектов, которые точно нельзя пропустить, — и попросила кураторов рассказать о них.

архив

Основной проект «Больше света»

 

Что это Московская биеннале впервые пройдет в Манеже и впервые же будет сделана куратором-женщиной, которая не включила в проект ни одной мега­звезды, зато ухитрилась найти много неизвестных имен, включая загадочную русскую арт-группу «Город Устинов».

Анна Морочник, директор выставочных программ: «В отличие от прежних ку­раторов Катрин де Зегер название Биеннале не комментирует, хотя как-то она говорила, что на эту тему ее навели размышления о России, где свет движется с востока на запад по всему ее обширному пространству. И кроме того, ее вдохновил сам по себе светлый и наполненный воздухом Манеж. В нижнем зале в основном будет видео, а наверху — живопись, скульптура, инсталляции, летящие воздушные конструкции. Катрин провела гигантскую работу по изучению искусства России и стран СНГ и обнаружила здесь много интересного и близкого ей по духу. Ее главная стратегия как куратора — искать параллели и налаживать связи: все работы сделаны в расчете на ассоциативное восприятие».

Где и когда Манеж, 20 сентября — 20 октября

«Везде чужие. Из собрания Яны и Эдуарда Померанц»

 

Тарин Саймон. Poolside. Tel Aviv Mini Israel, Latrun, Israel, 2007

Что это Масса сверхимен от Бойса и Абрамович до молодых звезд типа Яэль Бартаны и Сиприена Гайара из коллекции собирателя-отличника, ухитрившегося за несколько лет сформировать собрание, которую иначе как идеально правильным не назовешь: у каждой работы автор со стопроцентно узнаваемой фамилией и в каждой есть что-то об отчуждении современности, утраченных корнях и одиночестве в глобализованном обществе.

Ами Барак, куратор: «Более 90 работ приедут в Москву из частного фонда семьи Померанц — и выставка, которую из них соберут, будет говорить по большей ­части об истории и памяти, что для еврейской традиции коллекционирования вполне характерно. Супруги Померанц — коллекционеры молодые, они начали собирать искусство сравнительно недавно. И замечательны они тем, что их интересует ­коллекционирование концептуализма, хотя достаточно на выставке будет и видеоработ — то есть жанры это все нематериальные, эфемерные, в которых дух современности выражается скупыми средствами, и именно это Померанцев как собирателей привлекает, та простота и емкость, с какой это искусство манифестирует себя в переломные исторические моменты, порой даже переступая табу».

Где и когда Еврейский музей и центр толерантности, 23 сентября — 4 ноября

«Музей голландского протеста»

 

Eva Besnyö. Dolle Mina-actie voor Baas in eigen buik Den Haag, 1974

Что это Летопись недавних общественных движений, самоорганизации и политически ангажированного искусства в прогрессивной Голландии.

Катя Соколова, куратор: «Идея выставки возникла в связи с расцветом в России гражданской активности, в которой участвуют художники, дизайнеры, музыканты. И еще сейчас Год Голландии в России, и хотелось помимо официальной культуры показать и неформальную, альтернативную. Что касается общественной жизни Голландии, то прямо сейчас там затишье, зато в недавней истории было много творческих движений: прово, феминистки, сквоттеры. Благодаря им страна изменилась: стало больше демократии, люди начали задумываться об экологии, женщины получили право на самовыражение, стала решаться жилищная проблема. В экспозиции выставлены в основном материалы из архивов, которые мы постарались представить так, чтобы было интересно и понятно российскому зрителю».

Где и когда Artplay, 23 октября — 6 ноября

«Реконструкция»

 

Юрий Лейдерман. Колонки. Объект, 1991

Что это Первая часть выставочно-исследовательского проекта Елены Селиной, ведущей московской галеристки, которая воссоздает знаковые выставки 90-х годов, разбив их на два пятилетия. Отчасти это будут оригинальные артефакты и документация, но некоторые инсталляции воссоздадут заново плюс выпустят основательный каталог — редкая попытка осмыслить 90-е академически.

Елена Селина, куратор: «За 90-ми закрепилась «специализация» — их вспо­минают только в контексте акционизма. Это неверно. Художественная жизнь Москвы была разнообразна. Выставка — толчок к началу анализа этого периода. Во избежание ошибочных интерпретаций: выставка не памятник галереям, а показ проектов в аутентичном диалоге, чтобы на тактильном уровне продемонстрировать натяжение между направлениями. Контекст нужно рассматривать в совокупности действий всех участников, потому что это время легализации современного искусства, где роль каждого очень важна. Совпали и исторически переломный момент, и готовность арт-среды к социализации. Русские галереи специфичны — в отсутствие Музея на их плечи легли обязанности экспериментальных площадок. Отсюда искажения — завышенные ожидания общественности и локальное своеобразие местной ситуации, далекое от развития арт-рынка по западному ­образцу. Об этом и речь».

Где и когда Фонд культуры «Екатерина», 16 сентября — 24 ноября, 17 декабря —2 марта

«Фрагмент» Мирослава Балки

 

Мирослав Балка. Winterreise. Bambi
, 2003

Что это Видеоработы знаменитого польского видеохудожника, сделанные между 1998-м и 2010-м: горящая голубым пламенем газовая конфорка, олени, бегающие по снегу за колючей проволокой, и прочие поэтические, но вполне прозрачные намеки на то, что произошло в не таком уж недавнем прошлом между Польшей, Германией и Россией.

Наталья Гончарова, сокуратор: «Порой память играет с нами в странную игру — какая-то деталь врывается в сознание и пробуждает к жизни события прошлого. Эта деталь, адресуясь к чему-то личному в архиве памяти, возвращает историю целиком. Для меня проект Мирослава Балки — жест сопротивления превращению живой истории в памятник «Черной книге» нацизма, лишенный подлинного чувства. Главный его интерес — как прошлое влияет на настоящее. Иногда, когда мы слушаем музыку, в нашем восприятии фиксируется фрагмент, к которому хочется возвращаться. И дело не только в его уникальных формальных ­качествах, не в том, что он совершеннее предыдущего, а в том, что он попадает в разрыв, в пустоту нашего собственного жизненного ритма. Обнаруживает бреши в памяти, полосы забвения, сталкивая личное бытие и артистический жест, заполняющий пустоты».

Где и когда ГЦСИ и «Винзавод», 10 октября — 10 ноября

«1+1=1» Джона Балдессари

 

None

Что это Первая российская персоналка самого остроумного корифея американского концептуализма, прославившегося фразой «Я больше не буду делать скучное искусство» и известного своей белоснежной бородой и чудачествами.

Антон Белов, директор центра «Гараж»: «Мы первыми покажем в России выставку Джона Балдессари — одного из основоположников концептуализма. Художник с полувековой творческой историей, который в один прекрасный день сжег все свои картины, определенно обладающий искрометным чувством юмора и никогда не хранящий ни одного предмета в карманах, — лично у меня Джон вызывает очень большой интерес. На выставке «1+1=1» покажут работы из «двойных серий» художника: Doublе Vision, Double Feature, Double Bill и Double Play, в каждой из которых Джон по-новому предлагает взглянуть на Матисса, Магритта, Дюшана, Гогена, Малевича, Уорхола и других канонических мастеров. Ну и конечно, я бы советовал не пропустить публичный диалог Джона и Ильи Кабакова, ­которые обсудят творчество друг друга и ответят на вопросы зрителей».

Где и когда «Гараж», 29 сентября — 24 ноября

«Heavy Metal»

 

Elikuka. Kitty on the Package, 
2011

Что это Живописец и куратор Егор Кошелев собирает вместе молодых живописцев и скульпторов, которые делают работы про хеви-метал, чтобы доказать: иногда искренняя любовь к масскультуре честнее и задорней, чем абстрактные рассуждения о мировой справедливости.

Егор Кошелев, куратор: «Heavy Metal» возник как продолжение дружеских ­бесед с художниками о новинках тяжелой музыки. Люди приходят на открытие выставки и ищут, о чем бы поболтать: об искусстве и так все понятно, а вот последний альбом Horseback или Botanist сразу вызывает энтузиазм. Валера Чтак посвятил массу работ сладж-металлу, грайндкору, и досадно, что зритель воспринимает их так, что типа «Чтак опять сделал какую-то непонятную черно-белую надпись». Мое кураторское намерение — проявить данную линию в искусстве художника. Если Чтак связывает свою работу с Black Sabbath, а Илья Романов с группой Darkthrone, на нашей выставке данный факт уже нельзя будет игно­рировать. Речь не идет о сведении круга авторов к тусовке металлистов-ортодоксов — мне интересно столкнуть в одном пространстве совершенно разные творческие подходы: постграффити, ноу-вейв и хипстер-арт против нового урбанистического формализма».

Где и когда «Винзавод», 6 сентября — 10 октября

«Музей современного искусства: Департамент труда и занятости»

 

Таир Салахов. Портрет композитора Кара Караева, 1960

Что это Развернутая история искусства как труда и труда как искусства с советских 60-х по наши дни, в которой участвуют несколько десятков авторов, от «Коллективных действий» до Арсения Жиляева.

Кирилл Светляков, сокуратор: «Это будет история о репрезентации и темати­зации труда. Например, перформансы семидесятников мы сопоставим с субботниками, на которые тогда сгоняли интеллигенцию. Рассмотрим статус ручного труда в индустриальную, постиндустриальную эпоху и в наше время, которое иногда называют неоиндустриальным и связывают его не только с высокими технологиями, но и со специфическими формами занятости художников — по­тому что ведь многие из них существуют в подвешенном состоянии. Художник может вступить в союз с биологом или идет работать на завод — и все это, чтобы уйти от симуляции, от изготовления шоу, и через обращение к труду понять, кто же он такой в социальном смысле — интеллигент или гастарбайтер.

Где и когда Третьяковская галерея на Крымском Валу, 23 сентября — 14 февраля

«Abstract abstruse/Трусливый трактор» Эрвина Вурма на «Винзаводе»

 

Эрвин Вурм. Без названия, 2013

Что это Страдающие ожирением бюргерские домики и объекты из сосисок в исполнении знаменитого австрийского скульптора, которому иногда достаточно банана, карандаша, стола из IKEA и, опять же, простой сосиски, чтобы наглядно показать весь абсурд современной жизни.

Елена Пантелеева, директор ЦСИ «Винзавод»: «Эрвин Вурм принадлежит к той категории художников, при виде работ которых невольно вырывается ­возглас: «Вот это да!» Во всяком случае, когда я впервые увидела инсталляцию «Narrow House» этого австрийского автора на Венецианской биеннале 2011 года, моя первая реакция была именно такой. Разве может оставить равнодушным серия «Drinking Sculptures»? Кстати, впервые в России мы покажем абстрактные холсты этого знаменитого деконструктора объемов и материалов».

Где и когда «Винзавод», 6 сентября — 8 октября

«Пляска мертвых языков» Вадима Захарова

 

None

Что это Изысканный концептуалист Захаров, только что блиставший в Венеции, делает для ЦУМа историю в своем вкусе: сложносочиненная барочно-концептуалистская метафора про ванитас, язык, современность, моду и смерть, с привлечением сложных спецсредств и реальных статистов.

Светлана Марич, глава «ЦУМ Art Foundation» и международный директор аукционного дома Phillips: «Лучшее в этой истории то, что делает ее Вадим Захаров, который только что представлял Россию на Венецианской биеннале и находится сейчас на пике медиапопулярности. И он с нуля сделал для нас этот проект, большое исследование про пляску смерти и умирающие и возрождающиеся языки — инсталляция с элементами перформанса, которая займет весь пятый этаж ЦУМа; там у нас красиво, бетонные стены, как в Нью-Йорке. Скелеты в ошметках модных костюмов будут отбивать чечетку, символизируя бренность бытия, а по всему пространству будут ходить настоящие бабушки с колясками, из которых будут доносится тексты — текстовая составляющая тут важна, поскольку Захаров принадлежит все-таки к концептуальной школе».

Где и когда «ЦУМ Art Foundation», осень

«Ноль-перформанс. Скромное обаяние кризиса»

 

Адриан Пачи. Centro di Permanenza temporanea, 2007

Что это Вариация на экзистенциально-экономическую тему непроизводительности и пробуксовки в мире, озабоченном эффективностью: главными западноевропейскими певцами скуки и пустого времени на выставке будут Фишли и Вайс, но большинство имен тут — звезды восточноевропейского критического искусства вроде Альтхамера и Солакова.

Мириам Варадинис, куратор: «Когда меня пригласили делать выставку в России, я подумала, что надо бы использовать специфический местный контекст и в то же время затронуть достаточно универсальную тему. И эта тема — время бездействия, момент остановки и праздности. Сегодня время стало одним из самых дорогих товаров, паузы почти исчезли, в работе они вообще считаются неприемлемыми. И выставка как раз исследует творческий потенциал таких мгновений непродуктивности — это еще называют нулевой производительностью. Тема привязана, с одной стороны, к теперешнему экономическому кризису, а с другой — к «Похвале лени» художника Младлена Стилиновича, манифесту, который он написал, чтобы разобраться в вопросах художественной производительности и отношений со временем у художников на Востоке и Западе.

Где и когда «Новый Манеж», 14 сентября — 4 октября

Ошибка в тексте
Отправить