перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фон из профессии

архив

Аккурат к столетнему юбилею своего великого дирижера Герберта фон Караяна в Москву приезжает Берлинский филармонический — один из главных оркестров планеты. «Афиша» проследила хронологию успеха оркестра и Караяна

1882 50 музыкантов из придворной Капеллы Беньямина Бильзе обиделись на то, что им были куплены для гастролей в Варшаву ж/д билеты четвертого класса, разом уволились и образовали новый оркестр — Берлинский филармонический. Довольно быстро коллектив, отличающийся независимыми нравами (например, оркестранты сами выбирают себе главного дирижера), превратился в музыкальный символ Германии. В 1887 году его возглавил Ганс фон Бюлов — фактически родоначальник удивительной профессии, которая подразумевает исключительно размахивание руками. Дальнейшие шефы оркестра — это просто история дирижерского искусства. Четверть века им руководил Артур Никиш, треть века — Вильгельм Фуртвенглер и еще треть — Герберт фон Караян.

1908 В Зальцбурге, городе Моцарта, родился Герберт фон Караян. Его предки — греки, эмигрировавшие за пару сотен лет до его рождения. Настоящая фамилия — Караянис. Аристократическую приставку «фон» семья получила за успехи в текстильной промышленности и здравоохранении.

1920 Возник Зальцбургский музыкально-театральный фестиваль. Пьесой «Jedermann» («Имярек») Гуго фон Гофмансталя — одного из инициаторов фестиваля — он ежегодно открывается до сих пор. Большей же частью славы Зальцбург обязан Караяну, который в 1956 году превратил его в одну из самых любимых своих резиденций. В его эпоху здесь был построен новый театр GroІes Festspielhaus — с самой большой сценой в мире.

1929 Первый концерт Караяна в качестве дирижера с профессиональным оркестром. Программа совсем не детская: «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и Пятая симфония Чайковского. Карьера немедленно пошла в рост: в 27 Караян уже был в Ахене генералмузикдиректором — самым молодым в Германии.

1933 Горит Рейхстаг, нацисты приходят к власти. Караян вступил в партию то ли в том же году, то ли двумя годами позже. Единого мнения по поводу того, сделал он это по велению сердца или из карьерных соображений, нет. Скорее всего, одно другого не исключало.

1937 Дебют Караяна с Берлинской филармонией. 29-летний дирижер безо всякого уважения к статусу оркестра разучивал с ним хрестоматийные вещи по отдельным группам и в медленном темпе — как с маленькими. Началось знаменитое соперничество Караяна со старшим коллегой Фуртвенглером. Тогда же в официальной газете Bild-Zeitung появилась статья «Волшебник Караян» с замаскированной атакой на соперника. Под ней стояла подпись журналиста Эдвина ван дер Нулля, но есть версия, что она была инспирирована властями, — у разных нацистских начальников были свои дирижерские предпочтения. Фуртвенглер, правда, так просто не сдался и пожаловался кому следовало. Журналист был отправлен на фронт и там погиб.

1947 Караян вышел из тени, куда ему пришлось уйти после войны. Как раз начался расцвет эпохи звукозаписи, и он стал ее королем. Ему принадлежит рекордное количество записей во всех возможных форматах, включая цифровой. Он вообще был очень неравнодушен к технике, водил гоночные машины, яхты и реактивные самолеты.

1955 В Ливерпуле родился Саймон Рэттл. В 15-летнем возрасте он впервые выступил в качестве дирижера. Знаменитым его сделала работа с Бирмингемским оркестром, который он возглавил в 1980 году, а легко узнаваемым — харизматичная энергетика, обаятельная улыбка и копна рыжих кудрей, которые сейчас уже побелели.

1989 Караян умер самым влиятельным и богатым музыкантом планеты, давно и прочно утвердившись в статусе «генералмузикдиректора Европы».

2002 Рэттл занимает самый престижный в дирижерском мире пост — главного дирижера Берлинского филармонического оркестра. Его заметные деяния — омоложение состава, жанровые эксперименты (например, танцевальный проект с музыкой «Весны Священной» Стравинского) и участие в разгоревшейся в последнее время общенациональной дискуссии о том, что такое «немецкий звук» и сохранился ли он.

2008 По всему миру обширно празднуется 100-летие Караяна — Берлинский филармонический оркестр отмечает его специальным концертом. В Россию Рэттл и его подопечные едут, впрочем, по иному поводу — Московская филармония продолжает в рамках специального проекта привозить «лидеров мирового оркестрового движения»; и вряд ли этот звучный титул подходит кому-то больше, чем берлинцам.

Ошибка в тексте
Отправить