перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги нулевых 20 технологий 2000-х

Главные изобретения начала XXI века: от мобильных телефонов, ноутбуков и айподов.

архив
[альтернативный текст для изображения]

Айпод и цифровая революция

В июле 2001 года по решению суда был закрыт сайт Napster — первый успешный опыт крупномасштабного обмена файлами (в основном музыкальными) между гражданами мира. В октябре того же года на прилавках появился айпод. Он был не первым mp3-плеером — и даже не первым mp3-плеером с жестким диском. Однако именно этой коробочке с колесиком было суждено стать синонимом триумфа плей-листов, повсеместности музыки, всеобщего перехода на цифровые форматы и вернувшегося примата песни над альбомом. Napster и айпод полностью изменили музыкальную индустрию (а за ней — и все прочие нематериальные развле­чения) — второй диск ’N Sync навеки останется самым быстро продававшимся альбомом в истории.

 

 

[альтернативный текст для изображения]

IBM DiskOnKey и флеш-память

Сейчас это звучит как анекдот: десять лет назад некоторые модели лэптопов Sony поставлялись с внешними флоппи-приводами. Примерно тогда же ZIP-диски считались перспективными носителями. Флеш-устройства изменили все представления о хранении и переносе информации — оказалось, что штучка длиной в несколько сантиметров может вмещать больше, чем пара десятков CD, не ломаться и вы­глядеть как дизайнерский аксессуар.

 

 

[альтернативный текст для изображения]

J-Phone, J-SH04 и телефоны с камерой

Самое яркое воплощение ключевой для нулевых мантры о совмещении функций в рамках одного гаджета. Пусть интернет есть еще не во вся­ком холодильнике, а машины не уме­ют варить кофе — но для большинства людей мобильные телефоны с успе­хом заменяют часы, будильник, плеер и, конечно же, камеру. За возможность съемки странных людей в метро и скандальных выходок селебрити приходит­ся терпеть лес вытянутых рук с трубками на любом мало-мальски значимом концерте.

 

 

[альтернативный текст для изображения]

QR-коды и распознавание всего подряд

По сути, QR-коды — самые популярные из двухмерных потомков штрихкодов — представляют собой страшный кошмар фундаментального христианина. Это клеймо, которое можно поставить на все что угодно — от рекламы на асфальте до собственного тела и стены в клипе Кайли Миноуг. Самое приятное — что при наличии нужного программного обеспечения расшифровать их может каждый, и эта расшифровка будет однозначной. Как и подобает будущему, в нем есть свой код Морзе — красивый и не требующий зубрежки.

 
[альтернативный текст для изображения]

Nintendo DS и бум портативных консолей

Название GameBoy появилось не из ни­откуда — долгие годы статус-кво в мире игр выглядел так: шутеры и файтинги на консолях и PC — это для старших, а переносные устройства обязаны от­влекать младших братьев во время семейных мероприятий. Девочек и людей в возрасте мы вообще не приглашаем. Nintendo все поменяли при помощи простейшей идеи: люди боятся не игр как таковых, а того, что выглядит как игрушка. Первое массовое игровое устройство с тачпадом смогло убе­дить тысячи бабушек в том, что от кросс­вордов и судоку до «Марио» — один шаг.

 
[альтернативный текст для изображения]

Canon EOS 300D и доступные цифровые зеркалки

Фотографическому буму нулевых ­способствовал ряд факторов: разви­тие социальных сетей, дешевеющие терабайтные диски, распространение компактных принтеров — но появ­ление EOS 300D ознаменовало полную демистификацию сакрального ­знания в этой области. Учиться вы­ставлять выдержку и диафрагму куда сподручнее, когда видишь результат в динамике, а картинки в видоиска­теле и на фотографии совпадают. К концу десятилетия любитель­ская съемка максимально прибли­зилась к профессиональной — если не в художественном, то в техниче­ском плане уж точно.

 
[альтернативный текст для изображения]

3D

Открыточные истории о космосе и океанах заполонили кинотеатры IMAX еще в конце 1990-х, «Детей шпионов 3D» (первый кассовый фильм, сделанный на новом поколении 3D-техники) все поначалу восприняли как очередную проказу Родригеса — но уже в середине десятилетия крупнобюджетный мультфильм не мог обойтись без 3D-версии, а соответствующими проекторами обзавелись все мультиплексы. Два миллиарда долларов, заработанных «Аватаром», заставили замолчать тех, кто считал 3D дешевым аттракционом: теперь это не будущее, а настоящее.

 
[альтернативный текст для изображения]

ASUS Eee и нетбуки

Еще десять лет назад лэптоп был если и не роскошью, то символом достатка. Первый нетбук ASUS Eee PC, с его дет­садовским названием, слегка игрушечной внешностью и смешным для серьезного устройства весом, намеренно подчеркивал свою утилитарность: не гаджет, а недорогой и надежный инструмент решения повседневных проблем на бегу — заодно отлично справляющийся с ролью «моего первого компьютера». Теперь даже странно вспомнить, что когда-то переносные компьютеры весили по три кило и разряжались за два часа.

 
[альтернативный текст для изображения]

Amazon Kindle и ридеры

Главным аргументом для перехода с наладонников и телефонов на специализированные «читалки» — особенно те, где магазин книг интегрирован в устройство, а здесь образцом является Kindle, — служит микроскоп. При увеличении обычные экраны смотрятся как декорации фильма «Трон»; дисплеи устройств вроде Kindle, изготовленные по технологии E Ink, выглядят как сделанная из целлюлозы бумага — только увеличенная. Открывающиеся в будущем горизонты (дома без книжных полок, дешевые учебники, легализация самопальных переводов) иногда заставляют крамольно ­мечтать о той самой смерти книг.

 
[альтернативный текст для изображения]

CCTV и тотальная слежка

Когда сайт LifeNews выложил зернистую черно-белую запись, на которой двое били арматурой журналиста Кашина, это стало весомым аргументом в пользу системы наблюдения, которая пока что не стала у нас столь централизованной и всеобъемлющей, как, скажем, в Лондоне, но сумела ­упростить множество расследований и изменить освещение громких преступлений в прессе. Тех, кто видит в CCTV призрак тоталитарного ­будущего (как группа Pet Shop Boys), понять легко — но очевидно, что с ростом террористической угрозы и удешевлением средств записи ­масштабы явления будут только ­увеличиваться.

Теги
Ошибка в тексте
Отправить