перейти на мобильную версию сайта
да
нет

28 советов для путешествующих на машине

архив

01 На заправках надо иметь при себе карты разных платежных систем и мелкие купюры

Самой беспроблемной страной автопутешественники называют Германию: здесь круглосуточную заправку несложно найти в любом, даже самом маленьком населенном пункте, и форма оплаты зависит только от ваших предпочтений. Сложности возникают в соседней Франции: вдали от скоростных дорог заправочных станций не так уж и много, а те, что есть, закрываются на ночь и на выходные. В Италии похожая ситуация, с той лишь разницей, что чем меньше заправка, тем меньше шансы расплатиться какой бы то ни было картой вообще: операторы предпочитают наличные. А по ночам итальянские заправки бессовестно выкачивают деньги из автомобилистов. К примеру, глубокой и темной итальянской ночью, оказавшись на нуле, вы подъезжаете с крупной купюрой к освещенной и гостеприимной заправке. «Живая» касса здесь давно закрылась, поэтому остается запихнуть деньги в замусоренную щелочку автомата. Но вместо сдачи аппарат-автомат выдает вам чек. Подъехавшие на заправку другие полуночники весело объяснят, что сдачи не предвидится, а чтобы все-таки получить ее, нужно сохранить этот проклятый чек, вернуться с ним на заправку завтра утром, предъявить в «живой» кассе, работник которой выдаст деньги. Не слишком удобно, особенно если учесть, что завтра вы собирались быть на другом конце страны. Кое-где в Европе встречаются автоматические заправки, которые вместо карт принимают деньги, — но здесь могут действовать ограничения вроде: «купюры не крупнее €50» или даже «только монеты». Иногда сложности возникают независимо от банка, выпустившего карточку, а в зависимости от платежной системы: некоторые автоматы не удовлетворяются картами Visa и требуют MasterCard — некоторые наоборот. В Голландии, Франции, Финляндии и Бельгии автоматы предпочитают именно MasterCard. В Португалии, Испании, Италии и Англии сложности с картами Visa обнаружены не были.

02 Что надо знать, арендуя машину в Европе

01) Пользуйтесь услугами проверенных временем крупных прокатных компаний (Hertz, Sixt, Avis, Budget, EuropCar).

02) Бронируйте машину заранее — в таком случае велика вероятность, что вы получите именно то, что хотите. Кроме того, забронировав машину хотя бы за две недели, вы гарантированно сэкономите довольно большую — до нескольких сотен евро — сумму.

03) Помните о том, что заказать, как правило, можно не конкретную марку автомобиля, а класс: по приезде вам предложат 1–3 машины на выбор. Если автомобиля заказанного вами класса по каким-либо причинам не окажется, вам обязаны предоставить машину классом выше за те же деньги.

04) Не отказывайтесь от страховок, соглашайтесь на заморозку определенной суммы на вашем счету и внесите в контракт имена всех водителей: это избавит вас от непомерных расходов и потери времени в случае, если с автомобилем что-то произойдет.

05) Внимательно ознакомьтесь с подробностями возврата автомобиля: самостоятельно залить полный бак обойдется примерно на 40% дешевле, чем оставить эту работу прокатчику; в «пляжных» странах с вашего счета могут списать деньги за чистку салона от песка; в крупных аэропортах пункты возврата многих rent-a-car находятся в 5–10 км от терминалов — не зная об этом, можно опоздать на самолет.

03 Дизель экономичнее бензина, но для очень дорогих машин он не подходит

Если вы собираетесь кататься по Европе неделю или две, то на дизельном топливе (можно не опасаться, что в ваш «рено» зальют тракторную солярку) удастся существенно сэкономить. В европейских конторах по прокату автомобилей, как правило, есть машины любого класса под любой вид топлива. Дизельный автомобиль даже предпочтительнее, если вы собираетесь ездить не только в городах и по автобанам, но и выбираться на проселочные дороги, колесить меж пляжей или подниматься в горы: если, не дай бог, кончится горючее, любой грузовик или трактор с вами поделится. Если же вам в принципе претит любая экономия, и вас вдобавок прельщают набережные Ниццы, то машину придется брать соответствующую — и дизелем ее не заправишь.

 Николай Фоменко шоумен, музыкант, автогонщик

 Как водят в странах третьего мира

Если в прокатных конторах Европы вы почти всегда получаете машину, у которой пробег от нуля до десяти тысяч, то на Ближнем Востоке и в арабских странах вам никогда не дадут в прокат новый автомобиль. Зато с качеством бензина там все в порядке, оно выше, чем московское. В Москве можно нарваться, а там нет. Очень близкая к нам страна по стилю вождения — Шри-Ланка. Кроме отсутствия правил нас роднит также отсутствие скорости. Там, бывает, глухо стоят — но если и двигаются, то бессистемно. Там не важна дорожная разметка, светофоры. Там есть только гудок и крики: водители орут друг другу без конца, гудят все время, бессмысленно. Там все элементарно: один может пронестись, превышая, на ста двадцати километрах в час, его не оштрафуют, а следующего, который будет ехать шестьдесят километров, оштрафуют. Абсолютно как у нас. Мне кажется, это вопрос генотипа. То есть мы относимся как бы к одному генотипу — у нас очень долгий путь проделывает мысль к органам опорно-двигательного аппарата. А вот в странах, где делают автомобили, — в них водительский менталитет наименее похож на наш. Мы же не производим ничего, мы только пользуемся. И не знаем толком, как пользоваться.

 Михаил Ефремов актер

 Как я ездил в горах на Кипре с правым рулем

Мы с женой были на Кипре. Решили не сидеть на месте и взяли напрокат машину — японскую, маленькую. Но там же, на Кипре, правые рули у всех: британское наследие. Я раньше на машине с правым рулем никогда не ездил. По Кипру же мы катались дня три, и сначала меня не покидало ощущение, что я еду по встречке. Мы поднялись в горы к монастырю, потом еще выше, а спускались по какой-то проселочной дороге… Вот это было, наверное, самое интересное путешествие в моей жизни: и пейзаж вокруг, и качество дороги — все первозданное.

Наша машина, совсем небольшая «судзуки», отлично все это выдержала и прошла там, где наверняка бы не прошли какие-то более крупные и дорогие машины. Проблема одна: после правого руля болит вся левая половина тела, потому что необычно же левой рукой переключать скорости, и вообще странно себя чувствуешь. Но странным, надо признаться, все это было только первые два дня, а на третий день уже все уложилось. И казалось уже, что это не ты, а все остальные машины едут по встречке. Прекрасное ощущение.

04 История с неоплаченным штрафом может сделать вас невъездным

Скорость на автомагистралях в Европе ограничена 130 или 140 км/ч. Исключение сделали немцы: «Мы не для того строили свои автобаны, чтобы нам устанавливали лимиты скорости», — так они возмущались в Европарламенте. Знаки там поставили, но скорость особо не контролируют.

В Европе превысить лимит можно на 10 км/ч: на это посмотрят сквозь пальцы. Более серьезные нарушения грозят серьезными штрафами. Отговориться отсутствием наличных или оплатой в у.е. не получается — карточку дорожная полиция лихо прокатывает прямо на месте. Случаются и подвохи: например, во Франции едете по платной дороге, никто вас не останавливает, казалось бы, никаких ограничений. А вот на выезде обязательно остановят и дадут раскладку: на каком участке и насколько вы превысили. Но там хотя бы деньги сразу возьмут. А в Германии просто сфотографируют и отправят эту квитанцию неизвестно куда. Засады с автоматическим фотографированием очень популярны на всех второстепенных дорогах Европы. Вы вываливаетесь из поворота на скорости 80 км/ч. Видите в ста метрах знак «Начало населенного пункта» и жмете на тормоз — поздно! Кусты на обочине освещает вспышка фотоавтомата, и ваш портрет с выпученными глазами уже украшает полицейское досье. Самые злые полицейские в Швеции. Они регулярно выезжают на патрулирование дорог и меряют вашу скорость в потоке. При этом всем европейским гражданам бланки на оплату штрафа приходят по почте, но поскольку вы уезжаете, вам они могут просто не прийти, зато информация попадает в общую компьютерную сеть, и это очень сильно повлияет на визовую историю. И как потом въезжать в Шенген, неизвестно.

И ни в коем случае нельзя выбрасывать штрафные квиточки за нарушение правил парковки. Не оплатив такой штраф, например, в Германии, становишься персоной нон грата на всей территории Шенгена. Ведь компьютерная сеть там теперь общая.

 Сэм Клебанов кинопрокатчик, телеведущий. Гражданин Швеции

 Как меня эвакуировали в Германии

Дело было на Берлинском кинофестивале, несколько лет назад. Я обычно приезжаю туда на своей машине из Швеции и паркую ее где-то возле фестивального центра. В этот раз все было заставлено, и я поставил автомобиль на единственное свободное место — там была какая-то табличка с очень длинным немецким словом, примерно на полметра, начиналось оно на букву F. Прочитать его целиком у меня сил не было. И мы с моим коллегой пошли закупать продукты. Выходим из магазина с пакетами — машины нету! Вряд ли ее могли угнать среди бела дня: машину с кучей электронных средств защиты, в центре Берлина, во время фестиваля, где полно полиции. Я подошел к полицейской машине и спросил, не видели ли они тут такую серебристую «альфа-ромео». «Да, да, такая, со шведскими номерами! — радостно закивали полицейские. — Видели, ее увез эвакуатор!» Я говорю: «И что мне теперь делать?» Они мне дают адрес. Я говорю: «Ну может, вы будете так любезны, что меня туда отвезете? У меня пакеты, мы с другом…» «Ну давай отвезем, — отвечают они. — Только сначала заедем в полицейское управление, заплатишь штраф». — «Отлично, сколько нужно?» — «70 евро».

Я иду в банкомат, снимаю €70, загружаюсь в полицейский мини-вэн, они нас отвозят в Главное полицейское управление Берлина, выходит ко мне какой-то начальник и говорит: «С вас 90 евро». «Как девяносто? — возмущаюсь я. — Мне сказали семьдесят, а больше у меня нет, я ровно семьдесят снял!» — «Да? Ну хорошо, давайте. Мы вам сделаем скидку». И выписывают мне новый штраф, на семьдесят. Я заплатил, говорю, а теперь машину верните. Возвращаемся опять туда же, откуда приехали, там стоит моя машина, на соседней улице. Они меня к ней подвозят — вот, говорят, твоя машина. «Подожди, а документы какие-нибудь у тебя есть на нее?» — «У меня документов никаких нет, но есть ключи, вас это устроит?» Они говорят: «Ну вообще да». Я сел и уехал.

Вывод такой: во-первых, не надо парковаться, увидев на стене длинное слово, начинающееся на букву F. Во-вторых, если в Германии вашу машину эвакуировали, надо позвонить и спросить, по какому адресу ее эвакуировали, найти ее и забрать.

А еще в качестве дополнения для нарушителей: в Швеции появился в продаже очень популярный спрей, который наносится на номера; на вид совершенно прозрачный, но как только тебя фотографирует камера, он отражает полностью свет вспышки. К этому спрею покупают прозрачную накладку, которая, когда камера фотографирует сбоку, полностью все искажает. Люди все это испытывают, сравнивают. Я не пробовал пока.

05 Если ночевки в автомобиле не избежать, тщательно выбирайте место для остановки

Когда вы находитесь в России, останавливаться на ночлег следует около поста ГИБДД или на площадках для отдыха. И помните, что ночевать на обочине дороги можно только в том случае, если за вами и перед вами стоят колонной еще несколько машин, иначе даже с включенной аварийкой вы рискуете быть смятым в гармошку не заметившей вас в сумраке фурой. В большинстве стран останавливаться на автобанах категорически запрещено. В Европе, если вам не удалось найти кемпинг или мотель, лучшее место для ночлега — это платная уличная парковка. Если же вы находитесь далеко от города, то для остановки подойдут крупные круглосуточные заправки с кафе и магазинами или комплексы вроде Autogrill: здесь всегда найдутся парковочные места, на которых в тишине и спокойствии можно провести несколько часов.

06 Уточните, в каких странах можно ездить на шипах и с тонированными стеклами

В теплых странах шипованная резина запрещена, а в скандинавских государствах (например, в Финляндии), напротив, водители зимой обязаны ездить на зимней шипованной резине. Серьезная идиосинкразия на шипованную резину существует в Германии: на территории страны она запрещена. Понять немцев можно, они трепетно относятся к единственному наследию Третьего рейха, которое не заставляет весь остальной мир хвататься за пистолет, — к автобанам.

Один российский журналист въехал в Германию на шипованной резине. После уплаты всех штрафов ему выдали плоскогубцы и заставили выдирать из резины шипы (дело было давно, шипы еще были старого образца). Финны в свою очередь не переносят тонированных стекол. Если тонировка заводская, штатная, то через границу вас еще пропустят, но прошипят какое-нибудь ругательство. Если же тонировка заказная, доморощенная, пропускающая только световое излучение ядерного взрыва, то вам предложат ободрать ее, как защитную полосу с лотерейного билета. Или убираться за линию Маннергейма.

Во многих странах варьируется допустимый процент затемнения тыльного и боковых стекол; однако, скорее всего, специально останавливать вас, чтобы проверить процент тонировки, никто не будет.

 07 За границей встречаются нестандартные дорожные знаки 

В принципе, дорожные знаки во всем мире примерно одинаковы и по форме, и по содержанию. Треугольники несут предупредительную функцию, окружности запрещают, а знаки, вписанные в восьмиугольник красного цвета, требуют остановиться и уступить дорогу. Дополнительные информационные знаки обычно бывают прямоугольниками разных цветов и размеров. Для простоты восприятия все они соответствуют единым требованиям, принятым Венским соглашением о дорожных знаках и символах от 8 ноября 1968 года. Однако их периодически обновляют и приводят в соответствие с современными требованиями ПДД в разных странах мира. Вот несколько необычных знаков, смысл которых теоретически можно угадать с ходу, но правильнее будет узнать о них заранее.

 Максим Суханов актер

 Как я возил под капотом крысу

Однажды я на своей машине поехал из Минска в Москву. Километров через сто остановился перекусить, сходил в какое-то кафе, возвращаюсь к машине и слышу, что кто-то топает под капотом. Открываю крышку — и что я вижу! Прямо на меня нагло смотрит здоровенная крыса и преспокойно трет лапками мордочку. Умывается! Я в принципе был не против, но понятия не имел, какая это крыса — сытая, голодная, любит она жрать провода или нет. В общем, я решил прогнать ее. Взял палку, а она шмыг — и села на коробку передач. Я и так и этак, но туда не дотянешься. Я плюнул, ладно, думаю, не прыгать же теперь с палкой вокруг своей машины. Поехали дальше. Опять встал долить бензин, услышал шум, открываю крышку — сидит. Глазки блестят, недовольна чем-то. Смотрю на крышку капота — она весь поролон сожрала. Я думаю: ну все, тварь, я сейчас тебя отсюда выковыряю… Но не тут-то было. Так я ее довез почти до Москвы, пока меня не осенило. Я встал в поле и нажал на сигнал. Минут пять я гудел паровозом, уже у меня уши болели, наконец она не выдержала, выскочила из-под капота и во всю прыть понеслась прочь.

08 Водить машину в Великобритании легче, чем принято думать

Британия (за исключением Лондона с его агрессивными мотоциклистами, налогом на въезд в центр и парковкой по цене номера в отеле) — это рай для вежливого автомобилиста. Главное не забывать, что правый ряд скоростной и что корпус автомобиля находится слева от водителя, это особенно важно при парковке. Необходимо заставлять себя переключать передачи левой рукой, а не правой, рискуя каждый раз открыть водительскую дверь. Пристегиваться — как, впрочем, во всей Европе — надо и на передних, и на задних сиденьях. Привыкаешь довольно быстро. Через несколько часов уже начинаешь обращать внимание на то, что шоссе обозначены буквой М и синим цветом, второстепенные дороги — А и зеленым, а указатели к историческим центрам и памятникам — на коричневом фоне. Основная задача полицейских не взимать штрафы, а помогать участникам движения — за исключением водителей, разговаривающих по мобильному без hands free.

 09 Пользуясь мотоциклом или мопедом, учитывайте специфику страны

Во многих городах с интенсивным движением популярны мотоциклы — взять мотоцикл в аренду можно где угодно. В Европе прокатчики обязательно потребуют у вас права и поинтересуются наличием страховки. Медицинская страховка для водителя очень актуальна в Италии: здешние мотоциклисты все как один гонщики, выныривающие из самых неожиданных закоулков и не соблюдающие никаких правил. В Таиланде, особенно в столице, забитой многокилометровыми пробками, мотоциклы — очень популярное средство передвижения, но даже местные жители свои шансы приехать на мотоцикле в пункт назначения, а не в больницу оценивают как 50/50. В курортных районах экзотических стран вроде Вьетнама или Индонезии чрезвычайно популярны мопеды — для местных жителей это зачастую единственно доступное средство передвижения. А для туристов — дешевый ($1–5 в день) и удобный транспорт. Но печальная статистика такова, что в Индии и Юго-Восточной Азии каждый день гибнет один турист на мотоцикле или мопеде, поэтому такими мерами предосторожности, как шлем и трезвое вождение, пренебрегать не стоит.

10 Представьте себе перекресток с круговым движением как серию обычных перекрестков

Как правило, движение на перекрестках с круговым движением регулируется знаками приоритета, светофорами и разметкой. Если же вы обнаружили, что перекресток нерегулируемый, рассматривайте его как пересечение равнозначных дорог и руководствуйтесь территориальным принципом. Но не забывайте о том, что в России, где существует понятие «помеха справа», преимущество имеет водитель, въезжающий на перекресток; а в Европе преимуществом обладают те, кто уже едет по кругу. Многие, даже опытные, водители испытывают замешательство на круговых перекрестках — справиться с ним раз и навсегда помогает один простой способ: воспринимать круг как серию Т-образных перекрестков и двигаться в соответствии с действующими на таких перекрестках правилами.

11 Если вы собираетесь отправиться за границу на собственном автомобиле, оформите отдельную страховку

Алгоритм простой: нужно купить грин-карту. Это аналог нашей ОСАГО — страховка ответственности. Если у вас есть общее каско, то перед выездом за границу нужно обратиться в свою страховую компанию. В некоторых компаниях эта услуга уже изначально включена в пакет, который вы оформляете, страхуя автомобиль, в некоторых — оплачивается отдельно. Сумма страховки может колебаться в зависимости от того, через какие страны вы собираетесь проехать.

12 В арабских странах стоит подучить язык жестов — как информативных, так и угрожающих

01) Рука выставлена в окно, ладонь похлопывает по внешней стороне дверцы. Это означает, что водитель собирается перестраиваться вправо и просит не мешать.

02) Пальцы руки сложены в щепоть, рука поднимается вверх, и далее следует резкое движение кисти и предплечья вниз. Если жест исполнен левой рукой, выставленной в окно, то это означает: не спеши, не обгоняй, осторожно, впереди опасность. Если правой — последует поворот направо и водителю надо дать дорогу.

03) Жест безумно оскорбительный. Расслабленная кисть правой руки кладется на голову. Далее следует резкое движение рукой — так, будто бы человек стряхивает с волос запутавшееся там насекомое. В момент отрыва кисти от головы пальцы складываются в щепоть, а рука резко идет вниз.

Антон Ширяев корреспондент Пражского бюро радио «Свобода»

Как я привыкал к чешской манере езды

Приобретая в Праге свой первый автомобиль, я не подозревал, как отличается местный стиль вождения от московского. То, что здесь в моей пешеходной жизни мне уступали дорогу на переходах и вне их, я принимал как само собой разумеющееся, но в четырехколесной реинкарнации довелось-таки пару раз услышать в свой адрес, какой я некультурный, и урок выучить. Следующим этапом было смирение. Тупизна местных водителей сводила с ума. Как можно стоять в правом ряду, когда левый ряд свободен, и наоборот? Зачем тормозить за десять метров до светофора, если зеленый только думает смениться на желтый? Почему, когда моросит дождь, пешеходы идут быстрее машин? Только после того как я снова побывал за рулем в Москве, на меня снизошло просветление. Все-таки приятно, когда тебе уступают. А когда уступаешь сам, приятно, что благодарят, приветливо помахав рукой, а не крутят пальцем у виска.

Дороги в Чехии хорошие, почти как в Германии. Условно бесплатные. Условно — потому что ты за въезд платить не должен, но если поймают, то заплатишь и штраф, и за специальную марку для поездок по автобанам, которую надо было прилепить к лобовому стеклу. Меня полицейские остановили на выезде с автозаправочной станции (бензин, кстати, у чехов дешевле, чем у немцев) и, обнаружив отсутствие марки, велели ее купить и заплатить штраф. Сдачи с 2 000 крон у полицейских не было, и я, оставив в залог автомобиль, поплелся на заправку, купил треклятую, вернулся, протянув деньги на штраф, но те, убедившись, что я честно приобрел марку, денег с меня не взяли, чем несказанно удивили.

Теперь только одна беда преследует меня. Имя ей — парковка. Я уже научился втискиваться между машинами в расстояние габаритов собственного авто от переднего бампера до заднего плюс один сантиметр — лишь бы это расстояние было. К сожалению, чаще всего его нет. А если есть, то жди подвоха: это или въезд во двор, или гараж, или место, отведенное для инвалидов, или желтая полоса, означающая, что стоять нельзя, или синяя, означающая, что стоять можно, но только жителям центра со специальной карточкой. Не заметил — пеняй на себя. Лучшее, что может случиться уже через пару минут отсутствия, — штраф за дворником, худшее — эвакуация. Промежуточный вариант — каблук, снятие которого обойдется от 400 до 1 500 крон. Можно, правда, рассказать про больную бабушку и мал мала меньше, ждущих дома. Эти доводы обычно срабатывают, и полицейский, называя границы штрафа, берет по нижней, а порой и вообще крон двести, но без квитанции. Но лучше заплатить ему, чем парковочному автомату за шесть часов беспроблемной парковки.

13 Правила дорожного этикета в Европе, Америке и России сильно разнятся

В Европе, если вы показываете сигнал поворота, не надо выключать его до тех пор, пока не вернетесь в свой ряд. То есть все то время, пока вы идете на обгон, надо ехать с включенным поворотником: показывать, что вы движетесь как бы не по своей полосе. Если вы показали едущему впереди человеку, что хотите его обогнать, но не можете, потому что левая полоса занята, то он, как правило, уходит в правый ряд или на обочину, вы проезжаете, после чего он возвращается в свой ряд.

С вашей стороны вежливо будет включать-выключать аварийку, это своего рода спасибо. Точно так же, аварийкой, вы сигналите, если понимаете, что придется резко затормозить — например, потому что впереди адская пробка. В Европе очень интересно ездить за грузовиками, они исключительно вежливы, все предписания дорожного этикета исполняют в лучшем виде, но с грузовиками другая тонкость — они часто ездят караваном. Вот, например, грузовик тебя пропускает, ты обгоняешь, а перед ним еще грузовик — и, может статься, не один. Он тоже, вполне вероятно, уступит тебе место, поэтому надо не разгоняться, а аккуратно обогнать и посмотреть, что там впереди. И показать уже следующему грузовику, что ты хочешь его обогнать. Зато в Америке отношения с грузовиками скорее ближе к нашим. И они там себя ведут как в кино — люди их побаиваются. К тому же они не всегда видят тебя, у них обзор ограничен. Есть даже такие стикеры: «Если вы не видите мое отражение в моем зеркале заднего вида, значит, я не вижу вас». Еще у них есть привычка носиться по ночам на дикой скорости.

 Николай Качурин главный редактор журнала Top Gear

 Как я настраиваюсь на европейский стиль вождения

Каждый раз, усаживаясь за руль в чужой стране, я повторяю про себя несколько раз: «Я в Европе, я в Европе…» Культура вождения в Европе разительно отличается от нашей. Хотя русское влияние по миру уже заметно — еще пяток лет тому назад европейцы вели себя за рулем скромнее (Италия — это приятное исключение).

Итак, какие навыки пробуждают во мне кодовые слова «Я в Европе»?

На автостраде нельзя останавливаться. Писать, доставать из багажника бутерброды и перекуривать, сидя на корточках возле колеса, можно только на стоянках. Как правило, они встречаются каждые 25–30 км. Но один раз в Южной Германии у меня чуть было не разорвался мочевой пузырь — расстояние между парковочными карманами составило более 60 км. Во Франции меня оштрафовали за то, что в вялотекущей пробке перед въездом на платную дорогу я выскочил протереть лобовое стекло, — выходить тоже нельзя.

На автостраде нельзя ездить задом. Если проскочили съезд с автострады, то извольте гнать дальше, до следующей развязки. Даже если придется проехать весь Люксембург и развернуться уже в Голландии. Полиция материализуется буквально из сумрака и штрафует даже за 100 метров движения задом.

Вы мне не поверите, но в Европе действительно не принято обгонять справа! Если на скорости 200 км/ч в левом ряду вы утыкаетесь в человека, который едет с разрешенными 140, то это не повод применять противолодочный зигзаг типа «обгон с подрезанием». Не поймут.

Кстати, выдавать клаксоном морзянку типа «дай дорогу!» тоже не принято. А моргание фарами — в этом случае — могут принять за неисправность в электрической сети автомобиля.

И берегитесь страны Швейцарии. Кроме крайне злокозненной фирмы Noga в ней живут прекрасные люди-стукачи. Мне рассказал об этом друг, который проработал там 5 лет. Я вез его из Лозанны в Берн (на его машине) и немного превысил разрешенный лимит скорости. Мой коллега сильно взволновался и запричитал так, как будто у него беременна несовершеннолетняя дочь.

Оказалось, что швейцарцы любят записать номерок и потом брякнуть в полицию о том, что ты ехал с превышением или, что еще хуже, выкинул в окно бычок.

14 Перед поездкой в пустыню потренируйтесь на снегу

Если вы не участник команды-победителя Camel Trophy, то одному в пустыню лучше не выезжать и с большой дороги ни при каких обстоятельствах не сворачивать. Даже без учета таких бедствий, как песчаные бури, нападения местных племен, пробки позади каравана или американские бомбардировки, вас могут поджидать куда более прозаические неприятности. Автомобиль может просто закипеть — поэтому при серьезных нагрузках во время длительных переездов по жаре необходимо внимательно следить за температурой и системой охлаждения. Затем: ветер носит песок по пустыне в произвольном порядке, в частности, может засыпать дорогу. Если слой песка тонкий, такое препятствие имеет смысл брать с ходу, без маневров. Если надежность метода вызывает сомнения, не помешает выйти и проверить, что же у вас под ногами: когда колеса завязнут, будет поздно.

Если вас все-таки угораздило выехать на рыхлый глубокий песок, старайтесь двигаться плавно, без резких движений, не сбрасывая скорость и не давя на газ. Ехать нужно только прямо — иначе закопаетесь моментально.

Нелишним будет стравить давление в колесах — до 0,5–0,8 атм; главное не забыть потом накачать их перед выездом на асфальт. Езда по песку аналогична движению по рыхлому сыпучему снегу, так что тренироваться вполне можно зимой в России.

15  Чтобы не заснуть за рулем, лучше использовать технические приспособления, нежели стимуляторы

Найдите возможность остановиться. Даже 15-минутный сон позволит вам расслабиться, восстановить скорость реакции и предотвратить появление дорожных галлюцинаций. Не используйте стимуляторы, если вам предстоит провести в дороге больше двух часов. Крепкий кофе, энергетические напитки или не приведи господь кофе с кока-колой хороши только на спринтерских дистанциях: лихорадочный прилив энергии продлится максимум 2–3 часа, затем вас ждут неуправляемая сонливость, ухудшение реакции, нарушение зрения и тремор. Включите на полную громкость музыку. Попросите ваших спутников проснуться и помочь вам: разговаривать с вами, периодически включать и выключать свет в салоне — в общем, постоянно контролировать вас, чтобы вы не уснули. Можно также прибегнуть к помощи широко рекламируемых технических приборов, которые препятствуют дреме. В России это «Антисон»: устройство крепится за правым ухом водителя, и как только голова наклоняется вперед, включается звуковой сигнал. В Японии разрабатывается более сложная система — Driver Assistance System: через датчики, вмонтированные в рулевое колесо, система замеряет частоту пульса водителя и при замедлении ударов подает звуковые сигналы или щекочет шею потоком воздуха. Еще один модуль системы по ширине открытия век водителя определяет его степень усталости и рекомендует водителю отдохнуть или включает музыку, чтобы тот не уснул. Перед началом поездки этот модуль распознает лицо водителя, сравнивает его с заложенными в его память образами и после этого настраивается на индивидуальные параметры.

Предыдущая Следующая

Ошибка в тексте
Отправить