перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новое метро

Архитектор «Жулебино» о станциях на окраинах, зеркалах и инстаграм-эпидемии

Дома

«Город» продолжает выяснять, кто придумывает и строит новое метро. Леонид Борзенков, спроектировавший около 10 станций, включая только что открывшиеся «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», объясняет, зачем в метро нужны яркие цвета и чем подземка отличается от водопровода.

Леонид Борзенков Леонид Борзенков руководитель мастерской архитектурного отдела компании «Метрогипротранс»

Работает в «Метрогипротрансе» с 1982 года. Автор станций Московского метрополитена «Алтуфьево», «Бибирево», «Кожуховская», «Чкаловская», «Воробьевы горы» (современная версия), «Выставочная», «Новокосино», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», также — наземных станций Бутовской линии, подземного железнодорожного терминала Внуково и нового терминала «А» аэропорта Внуково.

Как яркие цвета поднимают настроение жителям окраин

«Основная идея «Жулебино» и «Лермонтовского проспекта» (обе станции открылись 9 ноября в районе Выхино-Жулебино на юго-востоке города. — Прим. ред.) — позитивное настроение. Его создают яркие цвета, активные световые линии и архитектурные элементы. Впервые я попробовал привнести цвет в оформление «Новокосино». Эта станция, как «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», находится за пределами МКАД. Районы эти достаточно однообразные и монотонные. Метро всегда становится центром притяжения, центром жизни района, особенно в России. Поэтому этот центр должен быть как-то обозначен, должен быть привлекательным. 

В оформление новых станций легла часть цветового спектра, которая встречается во флоре, начиная от зеленого и заканчивая красным. Цветы, зелень, осенние краски — то, что на уровне подсознания ассоциируется у человека с релаксом, с природой. Цветовой ряд мы расположили таким образом, что оранжевый и красный — цвета активные, напряженные — у нас развернуты в сторону центра. На платформенном участке идет градация: от красного через желтый до более спокойного зеленого, который, в свою очередь, обращен в сторону области.

На контрасте с прямыми линиями платформы и путей, с четким регулярным ритмом конструкций абстрактная ломаная световая линия по потолку «Жулебино» и игра цветных треугольных экранов под сводом «Лермонтовского проспекта» внесли некоторую живость в интерьеры станций.

У двух станций одна и та же тема, но разные решения. В случае «Лермонтовского» мы взяли типовую односводчатую станцию и цвет наложили на белый фон свода. На «Жулебино» все наоборот. Это тоже, можно сказать, типовая станция с колоннами посередине, куда внедрен цвет, все остальное — приглушенное: темные, темно-серые тона. Получается, что две станции — это своего рода инь-ян, который выражает общую идею, но при этом они остаются разными».

О зеркалах в метро и популярности в инстаграме

«Подсоединение к городу с помощью метро оказалось для района еще и культурным событием. Такое внимание пассажиров к «Лермонтовскому проспекту» и особенно к «Жулебино», большое количество фотографий в интернете в отражении зеркальных колонн было для нас полной неожиданностью.

Не припомню, чтобы к какой-то из новых станций был такой повышенный интерес. Это было настоящее паломничество: огромное количество людей с айфонами, планшетами, фотоаппаратами. Оказывается, людям нравится себя видеть в интерьере и самих себя снимать. Наверное, этим феноменом должны заняться социологи.

На самом деле функция зеркал — скрадывать тяжесть конструкции. Если бы разноцветная колонна со всех сторон была одного цвета, то она бы довольно массивно смотрелась. А эти зеркала разрушают эту массу, тектонику, делают их легкими, при этом зеркала развернули таким образом, чтобы отражения в них не слепили машинистов.

Из колонн получился ряд плоскостей, из-за которых, как из некоего Зазеркалья, выходят люди. Мы добились того, что панели сделали идеально зеркальными, хотя это не зеркало, а сотовая алюминиевая панель, у которой лицевая сторона сделана из нержавеющего листа: она идеально отполирована, а сота не дает ей прогибаться. На «Лермонтовском» зеркальные панели тоже есть. Они появились, чтобы скрыть массивные вентиляторы почти метрового диаметра, спрятанные за зеркальными параллелепипедами».

О старом метро

«Из любимых станций старого метро могу назвать «Маяковскую». Недаром ее удостоили Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. «Новослободская» довольно уютная. Есть еще шедевральная станция, сделанная в годы, когда были ограничения и по бюджетам, и по материалам, — это «Кузнецкий Мост» (открыта в 1975 году. — Прим. ред.), где минимальными средствами был достигнут прекрасный результат.

Станции хрущевского периода — это наше печальное прошлое, и не дай бог к этому вернуться снова. Весь мир давно уходит от убогого метрополитена — того, что был построен в середине века, в 70-е годы. Метро должно быть не только утилитарным тоннелем. Метрополитен — это не водопровод, а среда пребывания».

Проект станции «Деловой центр», которая откроется в декабре. Всего, по данным генерального оператора строительства метро «Мосинжпроект», до конца 2013 года откроется три новых станции. К 2020 году в Москве будет построено более 160 км новых линий и 79 станций.

Проект станции «Деловой центр», которая откроется в декабре. Всего, по данным генерального оператора строительства метро «Мосинжпроект», до конца 2013 года откроется три новых станции. К 2020 году в Москве будет построено более 160 км новых линий и 79 станций.

Фотография: stroi.mos.ru

О зарубежном метро

«На Западе — какое метро ни возьми — везде теперь стремятся делать интересные проекты: во Франции, в Германии. Что-то интересное построят в Нидерландах, в Амстердаме, я видел проект. В Вашингтоне есть интересные станции. А, например, Китай — не лучший пример для подражания».

О личном опыте

«Не могу сказать, что сам я все время пользуюсь метро. По работе надо ездить в основном в места, где метро еще нет».

Как сделать лучше

«Прежде всего, метро должно быть больше, чтобы линии стали менее загруженными и по максимуму связали все территории города. Но главное — не экономить на подземном пространстве, не загонять пассажиров в тесные сооружения. Я понимаю, что чем меньше пространства, тем быстрее можно построить станцию. Но, помимо функции перемещения пассажиров из одной точки в другую, метрополитен должен быть еще и комфортным местом. 

Мало выделить большое пространство, его нужно правильно организовать. Если возникает какая-то торговля, сервис, не нужно их запихивать в пешеходный переход только потому, что там есть свободный уголок. Все это нужно заранее рассматривать. В современных проектах пока этому уделяется минимум места. В идеале метрополитен должен быть частью полноценного подземного города — с магазинами вместо ларьков, с зонами обслуживания и прочего сервиса со своей технологией, которые удобно разместятся по ходу движения пассажиров, но не будут им мешать».

Ошибка в тексте
Отправить